(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Метеоры: по дороге к Небу

Рубрика: (Путешествия) | Автор: admin | Дата: 12-11-2015

Метки: , , , ,

В кульминационный момент православной литургии, перед пресуществлением святых даров, священник провозглашает: «Горé имеем сердца!», – призывая всех участников священнодейства оторваться от «дола» земных забот и устремиться сердцами ввысь. И вроде бы нет ничего странного в этом мгновенно улавливаемом родстве слов «горный» и «горний»: испокон веков горы наделялись сакральным смыслом – с горных вершин праведники возносились на небеса, а Господь говорил здесь со своими избранниками, древние греки так и вовсе «поселили» на вершинах гор своих богов и муз. Но только здесь, в греческой Фессалии, для нас, равнинных жителей, наглядно восполняется этот риторический зазор между высоким штилем молитвенного предстояния и повседневной лексикой описательного природоведения – именно здесь слова «горный» и «горний» совершенно утрачивают свое различие. Для молитвенников и подвижников веры, которые многие сотни лет назад зачинали здесь процесс духовного брожения, это было как реализация метафоры: подняться к Небу, не только молитвенно воспаряя, но и буквально карабкаясь по неприступным кручам, – выше, выше, выше. 

Здесь, где, подчиняясь этой непреклонной устремленности ввысь, на вершинах отвесных скал были выстроены монастыри Метеоры, будто и нет иных осей координат, кроме этой вертикали. Первыми проторили себе дорогу к небу сами эти скалы, силуэты которых на фоне ночного неба походят на монахов, совершающих свою величественную безмолвную литургию вот уже 60 миллионов лет. Тогда воды доисторического Фессалийского моря отступили, явив причудливый, изъеденный течениями донный рельеф. Первым из людей, кто присоединил свой негромкий голос к молитве скал, был, по преданию, некий отшельник Варнава, который в 985 году построил здесь первый скит Святого Духа.

Словно ласточкиными гнездами испещрены склоны скал лазами в пещеры, где уединенно ютились отшельники. Невозможно смотреть на них без головокружения и иначе как с глубочайшим благоговением перед окрыленностью этих людей, позволявшей им карабкаться по отвесным скалам, жить в продуваемых всеми ветрами пещерах, ходить в буквальном смысле над пропастью. «Зима сурова, зато рай прекрасен!» – говорили они. По воскресеньям они собирались для совместной молитвы и богослужения в храме Пресвятой Богородицы, который к XII веку стал центром вполне оформившейся христианской общины – Дупианского (Стагийского) скита, прообраза будущего монашеского полиса.

В 1334 году, гонимый то ли завоевателями-турками, то ли грабителями-корсарами, сюда из разоренного Афона пришел «богочтимый» монах Афанасий в сопровождении своего духовника старца Григория. Безжизненная гряда скал, видимо, так мало походила на «рай обетованный», что в житии Афанасия говорится: «Место это настолько дикое и суровое, что старец Григорий хотел вернуться назад, но святой Афанасий, зная волю Божию о будущей славе этого места, убедил старца остаться». Именно не убоявшемуся трудностей Афанасию Метеорскому предстояло стать зачинателем этой славы. Ему же мы обязаны названием, под которым это место прославилось: «метеоры» означает «парящие в небесах».

Мечтая превратить это уединенное и неприступное место во второй Афон, он основал самый большой из здешних монастырей – монастырь Преображения Господня, известный также как Большой Метеор. По легенде, на вершину 600-метровой скалы Платислитос («Широкий камень») Афанасия вознесли ангелы – разум пасует и не может иначе чем чудом объяснить возведение величественного архитектурного ансамбля на плато, венчающем циклопический природный столп.

Это сегодня ко всем действующим монастырям-метеоронам проложены удобные подъездные дороги, в толще скал прорублены ступеньки, делающие подъем к небесам более работой ног, чем движением души, перекинуты надежные мосты через пропасти. Сделано это совсем недавно – в 1920–1950-х годах. Комфорт и безопасность, прежде незнакомые суровым обитателям этих мест, быстро сделали Метеоры привлекательными для туристов. Неиссякаемый праздный поток устремился вверх: ступенька за ступенькой, всё выше, выше и выше. Душа не всегда теперь поспевает за ногами. А в прежние времена даже самый подъем был поводом для истовой молитвы. Попасть в обитель можно было по приставным и веревочным лестницам. А еще грузы и людей с помощью специальной лебедки доставляли наверх в сетке, напоминающей огромную авоську. Подъем на головокружительную высоту длился обыкновенно около получаса, в течение которых видавший виды механизм угрожающе скрипел, а сетка раскачивалась над растущей внизу бездной. Один из русских паломников не без облегчения вспоминал: «Никогда в жизни я так горячо не молился!» Время от времени веревка рвалась, что воспринималось едва ли не как особое благоволение Божие – как если бы Бог решил ускорить подъем к небесам очередного своего угодника. Говорят, что в анналы Метеор вписано около 200 смертельных случаев. Недаром в созданном здесь в древности гимне сказано: «Сеть говорит иноку: будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо».

Сейчас древние механизмы заменила современная грузоподъемная техника, однако сети иногда используются для подъема особо почетных гостей. Зато и запомнится такой подъем уж точно на всю жизнь! «Смертельно хочется хоть несколько раз в жизни, подобно птичке, трепетать в сетке, которую будут втаскивать на высоты, измеряемые 30 и 40 саженями, и в то же время молиться Святому Крепкому», – так писал наш соотечественник архимандрит Порфирий (Успенский), побывавший в Метеоре в 1859 году.

Каков образ! Чувствовать себя птицей, которую силком поднимают к небесам, – птицей, которая иным способом не может подняться, потому что разучилась летать… Впрочем, вновь и вновь скалы-метеороны заставляют усомниться в невозможности полета для человека – была бы мотивация! Кому не знаком вездесущий обычай вешать на какое-нибудь деревце или иной объект паломничества лоскутки ткани в знак испрашиваемого у Высших сил благополучия? Расщелину в скале, бывшую некогда жилищем святого Георгия Мандаласа, прозванного Платочником, вряд ли кто-то и разглядел бы с земли, если бы ни пестрое марево подобных лоскутков. Лишнее подтверждение того, что упование на чудо – главная подъемная сила этих мест, а вовсе не веревки и тралы, не лестницы и альпинистское снаряжение.

Покоряют здешние вершины и из спортивного интереса. Здесь проложено около 700 альпинистских маршрутов. Впрочем, случаются «метаморфозы» и прямо в процессе восхождения. Рассказывают, что один из альпинистов остался жить на покоренной им скале. Просто отказался спускаться вниз и, подобно отшельникам древности, перебивается подножным кормом и радуется единению с природой. Скажете, байка? Да уж, современному человеку сложно представить такое внезапное коренное преображение, которое могло бы заставить человека свернуть с намеченного пути на горную, едва с земли различимую, тропку «исихии».

Исихия (греч. συχία) означает «тишина», «безмолвие». Нет ничего удивительного, что тишь и спокойствие, разлитые на вершинах этих скал, влекут сюда уставших от обыденного суесловия людей. Но важно понимать, что этот основополагающий принцип монашеской дисциплины, состоящий в избегании ненужных слов и беспрестанной внутренней молитве, на самом деле имеет своей целью настроить на активное слушание, чуткость к зову Небес, который их когда-то и призвал сюда.

В нашем медийном, графомански «щебечущем» на языке Интернета мире, где «высказывание» в формате бесконечного обмена «твитами» (от английского «чирикать», «щебетать») стало своего рода признаком человеческого бытия, впору переиначить известную фразу: «Я высказываюсь, – значит, я существую», причем предметом высказывания может быть абсолютно всё: содержимое желудка, кошелька, гардероба. Всё меньше людей настроены на слушание. Это косвенно подтверждается резким сокращением числа Метеорских монастырей: из 24 существовавших в разное время сейчас их осталось шесть, частично перепрофилированных в музеи, – четыре мужских и два женских.

Кстати, как и на Афон, вход женщин в Метеорские святыни до недавнего времени был заказан – и в качестве паломниц, и в качестве насельниц. Всё изменилось после Второй мировой войны. Итало-германская оккупация окончательно опустошила монастыри, и без того разоренные многовековой «туркократией» (периодом турецкого владычества). Многие из них совсем лишились насельников. Трудно поверить, но основной урон осиротевшим святыням нанесли не захватчики, а коммунисты, ненадолго пришедшие к власти после победы Сопротивления. Тот, кто врывался в храмы и «скалывал» глаза изображенным на фресках святым, был греком по национальности и даже патриотом в своем понимании. Впрочем, нам, выросшим на котловинах взорванных храмов, не нужно объяснять, как такое возможно.

Чтобы не дать погибнуть святыням, повторяя путь жен-мироносиц, мужественные женщины впервые ступили на заповедную для них территорию. Все знают, как стремительно разрушается здание, лишившееся, как тело души, человеческого присутствия. Древним стенам Русановского монастыря в течение 20-и лет в одиночку (!) не давала обрушиться старица Евсевия, монахиня из расположенного неподалеку городка Кастраки. Восстановленный уже в 1980-х годах силами греческой археологической службы, он стал с этого времени женским монастырем Святой Варвары. Похожая судьба и у ныне процветающего монастыря Святого Стефана – от «мерзости запустения», участи, постигшей большинство обителей уникального комплекса, его спасли заботливые женские руки. Сейчас при монастыре работают иконописная мастерская, выставочные залы церковных реликвий, архив древних рукописей. Возжигая свечу перед иконой в каком-нибудь из храмов Метеор или перебирая купленные здесь четки, можете быть уверены, что они были сделаны теми же не знающими устали руками местных монахинь.

Территории женских монастырей более ухожены и утопают в цветах, в них ощущается женское радение к уюту, отчего сестринский быт кажется менее аскетичным, хотя и здесь действует строжайший устав, унаследованный от афонских монастырей. Но сколь рачительными ни были бы новые «хозяйки» старых стен, без государственной поддержки даже им было бы сложно поддерживать почтенные постройки и наполняющие их реликвии в подобающем виде. Об отношении к религии в стране, где 90% населения исповедует себя православными, а заседание парламента не начинается без благословения главы греческой церкви, можно сказать особо. К слову, и само христианство вошло в мир в греческом изводе: слова «Библия», «Евангелие», «евхаристия», «Апокалипсис», как и «Христос», – греческого происхождения. Кажется, что современная Греция, где религия официально не отделена от государства, ощущает ответственность за ту картину мира, которую некогда распространили ее богословы. Метеоры, во время иностранной оккупации взявшие на себя роль тайных хранителей греческой культуры и, зачастую, убежища для преследуемых мирян, ныне получают справедливое воздаяние в виде ощутимой государственной поддержки. Даже брошенные святыни в рамках государственной программы охраняются и консервируются.

Дольний мир наступает на Метеоры. При каждом монастыре есть изолированный скит, где монахи затворяются время от времени – так они противостоят этому масштабному наступлению. «Конечно же, нам больше хотелось бы жить в тишине и одиночестве, как на Афоне или в других уединенных монастырях, – делится своими переживаниями один из иноков. – Но если мы уйдем отсюда, местные жители устроят в монастыре гостиницу, как уже было после Второй мировой войны. Или Министерство культуры превратит его в нелепый аттракцион для туристов. Тогда наши святые будут преданы забвению, и люди уже не будут поклоняться здесь Богу. Мы не оставим своих святых. Это наш крест и наше благословение. Мы должны сделать всё, что в наших силах». Они и делают. И в их силах многое. Каждый вечер, как только темнеет, сестры из монастыря Святого Стефана зажигают специальный светильник в виде креста, который, вроде заметного издалека маяка, не дает путникам сбиться с дороги… С дороги, ведущей в горний мир, – выше, выше, выше…

Путешествия это движущая сила, благодаря которой, мы можем получать удовольствие от окружающей нас действительности, и наряду с этим, пополнять запасы знаний. Выездные семинары компании «ЭЛКОД» это отличная возможность приобрести уникальные знания в профессиональной сфере и насладиться прекрасными видами далеких стран.

 




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru