(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Альгамбра: восточная сказка Гранады

Рубрика: (Путешествия) | Автор: admin | Дата: 02-09-2015

Метки: , ,

Это сад, в нем постройки так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота, могущая с ним сравниться.

Надпись на Фонтане львов

 

Я корона над дверью, во мне Запад завидует Востоку.

Надпись на башне Комарес


Аль-гам-бра – как звонкий удар по струнам. Архитектуру принято сравнивать с «застывшей музыкой», так вот, к Альгамбре это не относится, потому что в хитросплетениях ее сооружений нет ничего застывшего… Это музыка, которая продолжает звучать, даже заключенная в камень… Это вихрь, взметнувший юбки испанской танцовщицы… Это поэзия, выбравшая своим орудием не перо, а стеку резчика… Это затейливая восточная сказка, занесенная теплым дуновением сирокко на просторы Запада…

Все эти попытки образно определить суть Альгамбры больше, чем красивые слова. Альгамбра синтетична. Такой, сообразно восточным представлениям о Прекрасном, и задумывалась: многоголосой, пестрой, хитро устроенной, будто шкатулка с секретом. Это перенесенный на землю рай, где каждая деталь, каждый укромный уголок должны услаждать все чувства праведника. Изящная архитектура, лучший образчик позднемавританского стиля, в ней дополняется сенью искусно организованных садов, гладью водоемов и журчанием фонтанов, всё пронизывающим светом и вязью теней, а величественным фоном призваны служить белые пики Сьерра-Невады. Всё продумано и всё учтено. Всё друг друга дополняет и сливается в общей гармонии: проникновенные поэтические строки изящной каллиграфической вязью вплетаются в узорочье отделки наряду с прихотливыми геометрическими и растительными орнаментами, а струи фонтана вторят вертикальному ритму колонн. Надпись на Фонтане львов гласит: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить: спокойна ли вода или струится мрамор».

Природа здесь «окультурена», а архитектура, при всей ее изощренности, словно стремиться уподобиться природе. С потолков свисают декоративные сталактиты, как в пещере с сокровищами, а колоннада, окружающая знаменитый Львиный дворик, скорее напоминает рощицу стройных экзотических деревьев: хрупкие, похоже, лишенные своей опорной функции колонны, кажется, расставлены (или были взращены из каких-то диковинных зерен?) хаотично, иногда сдвоены или строены. Вся архитектура Альгамбры подчинена своеобразному «ритму повторений», что в конечном итоге и создает ощущение движения.

Гораздо более привычным кажется экстерьер дворца Карла V с его круглой ротондой, опоясывающей внутренний двор двумя этажами колонн. Впрочем, его строительство было начато в 1526 году, уже после падения Гранадского Эмирата, когда власть в этих краях окончательно закрепилась за христианскими властителями. Архитектор Педро Мачука ориентировался на образцы высокого европейского Возрождения, что удивительным образом не входит в противоречие с общим ансамблем Альгамбры, а уравновешивает его и вводит новое измерение исторической перспективы.

Это не единственная европейская постройка на территории комплекса, хотя еще в 1515 году Фердинанд Великолепный издал охранительный указ, запрещавший менять его облик. Но… Говорят, что победителей не судят. Нынешние испанцы благородно не судят и побежденных. Несмотря ни на что, Альгамбра во многом донесла до нас свой прежний облик, да и репутация мавров-захватчиков вполне достойно хранится от поругания, ведь Гранада, последний оплот мавританского владычества на Иберийском полуострове, долгое время была оазисом высокого искусства и рафинированной, просвещенной арабской культуры. В этом легко убедиться, посетив расположенный на первом этаже дворца Национальный музей испано-мусульманского искусства. Среди экспонатов музея много прекрасных предметов декоративно-прикладного искусства прежних обитателей Альгамбры, в том числе настоящая жемчужина коллекции – напольная «Ваза газелей», датируемая 1320 годом.

На время, когда была изготовлена эта ваза, приходится и расцвет Альгамбры. Помимо резиденции правителей здесь располагались самые разные постройки: мечети, жилые дома, склады, кладбище. Вход внутрь крепостных стен осуществлялся через Ворота Правосудия. Раз в неделю кади (исламский судья) чинил здесь суд, сидя на валуне прямо возле ворот. Сегодня посетителей, как знак примирения, встречают надписи, восхваляющие Аллаха, традиционное для исламской символики изображение благословляющей ладони и скульптура Мадонны с младенцем, появившаяся здесь уже после реконкисты (отвоевания земель у арабов).

Главные дворцовые помещения группируются вокруг Миртового и Львиного двориков. Удивительно: залы для официальных приемов соседствуют здесь с личными покоями правителя и его семьи, причем последние ничуть не уступают в убранстве парадным залам, призванными поражать великолепием подданных и иноземцев. Не случайно «поэт на троне» Юсуф I, во многом определивший облик Альгамбры, сравнивал свою резиденцию с картиной, которую художник рисует сам для себя.

Дворцы династии Назари, истинное сердце Альгамбры, – это три независимых монументальных комплекса: Мексуар, предназначенный для органов юстиции, дворец Комарес, собственно, официальная резиденция эмира, и  дворец Львов, где располагались частные покои властителя. Особняком примыкает к комплексу башня Комарес, самая высокая из всех, внутри которой располагается единственное помещение – Зал Послов. Восседая на сохранившемся до наших дней величественном троне, правители Гранады принимали важнейшие государственные решения, в том числе, как свидетельствует легенда, именно здесь было принято решение о капитуляции перед католическими монархами. По другой легенде, здесь же королева Изабелла принимала Христофора Колумба. Мастера продемонстрировали здесь верх умения манипулировать светом, буквально вплетая его в замысловатые арабески огромных арочных окон. Купол зала украшен мерцающим звездным узором, приковывающим мечтательные взгляды.

Башня соединена с Миртовым двориком вытянутым в длину «Залом ла Барка» («Залом лодки»), однако название этого помещения в реальности восходит к искаженному арабскому слову «барака», что означает «благословение, благодать». Это объяснение кажется тем более правдоподобным, чем большее умиротворение окутывает посетителя на подступах к дворцу Комарес, отраженному в водной глади прямоугольного бассейна Миртового дворика. Благодаря ощущению зыбкости, рожденному этим отражением, кажется, что перед нами мираж, чудесное наваждение, воздвигшее сказочный дворец среди пустыни.

Впрочем, созданный для официальных приемов и торжеств, дворец Комарес вряд ли всерьез располагал к полусонному блаженству. Другое дело – дворец Львов, где в приватной обстановке не грех было отрешиться от дел даже деятельным правителям Гранады в окружении гурий из гарема под мерное журчание фонтана во внутреннем дворике. Именно этот фонтан дал название и дворику, и дворцу в целом. Он представляет собой чашу, возложенную на спины двенадцати мраморных львов, напоминая о легендарном троне царя Соломона, который так же поддерживали 12 гривастых хищников. Из дворика можно попасть в различные залы дворца, каждый из которых поражает великолепием и неповторимостью убранства. Наиболее популярны у туристов овеянные легендами «Зал двух сестер» и «Зал Абенсерхав». С замиранием сердца посетители слушают о двух сестрах-полонянках, томившихся в ставших тюрьмой покоях. Даже не имеющая себе равных лепнина и поражающий наборный потолок из 5 000 будто кружевных ячеек вряд ли радовали их. Доподлинно же известно, что это была скорее всего зимняя резиденция для женщин, а название залу дали две огромные мраморные плиты, вмонтированные в пол. Хотя те, кому слышатся жалобные причитания почивших здесь прекрасных мучениц, вряд ли согласятся с таким тривиальным объяснением.

Не менее будоражащая легенда связана с «Залом Абенсерхав» («Залом Длиннобородых»), названным по фамилии влиятельной аристократической семьи. Рассказывают, что здесь прямо во время пира были предательски убиты отпрыски 36 самых заметных придворных кланов – возможные претенденты на престол.

Отвлечься от этих мрачных историй – неотъемлемых спутников любой многовековой дворцовой жизни – поможет посещение садов Хенералифе, которые и прежде были призваны давать отдохновение уставшему от придворных распрей и интриг правителю. Раскинувшиеся в отдалении от дворцового комплекса на склонах холма дель-Соль, они были своего рода загородной резиденцией монарха. Здешние сооружения просты и безыскусны, зато отсюда открывается прекрасный вид на Гранаду и долины рек Хениль и Дарро, а ухоженные сады и тихие дворики дышат покоем и уединением.

Хотя уединение – это то, что вряд ли подарит вам нынешняя Альгамбра. Будучи самой посещаемой достопримечательностью Испании, подобно настоящей сказочной сокровищнице, она неисчерпаема в своих роскошествах. Словно кошелек с заколдованными неразменными монетами, она будет бесконечно подпитывать вас привезенными впечатлениями.

В путешествие стоит отправиться не только ради жажды новых впечатлений, но и за знаниями. Выездные семинары компании «ЭЛКОД» это прекрасная возможность получить массу позитивных эмоций от посещения незнакомых мест, а также приобрести знания, которые повысят ваш профессиональный уровень.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru