(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Ресторанный день в Хельсинки: отдых «со вкусом»

Рубрика: (Путешествия) | Автор: admin | Дата: 04-08-2015

Метки: , ,

Знакома ли вам ситуация: идешь с работы домой, входишь в подъезд – да так и застываешь на лестничной площадке, попав в чарующее облако кухонных ароматов. Сил осталось только на то, чтобы наскоро «сварганить» яичницу с колбасой, а тут – такое! Жаренка с грибами! Или борщ! А то и пироги! Эх, вот бы сейчас за этот стол!

«А почему нет?» – сказали однажды непосредственные финны. Не иначе, так надоела им яичница и вечные спутники трудовых будней – полуфабрикаты, что они решили-таки дать домовитым соседкам возможность угостить их своими деликатесами. А заодно и подзаработать на собственных умениях, почувствовать себя хоть на один день успешными рестораторами, а главное – наконец воочию увидеть тех, кто так жалобно вздыхает у них под дверью всякий раз, как они затевают пироги. Финны взяли и придумали Ресторанный день (Ravintolapäivä), этакий день открытых дверей на своих кухнях. А не зайти ли и нам в гости к северной соседке? Уж больно ароматы от нее доносятся приманчивые!

Эта замечательная идея пришла в головы группе энтузиастов, далеких от ресторанного бизнеса, в 2011 году. На первом организованном ими в мае того года кулинарном фестивале, информация о котором распространялась через социальные сети, открылось несколько десятков самостийных точек питания. Успех был ошеломительный. Уже в августе того же года, когда, окрыленные резонансом, они повторили свою акцию, было подано более 200 заявок на участие. С тех пор охват мероприятия неуклонно растет.

Родилась же эта набирающая обороты традиция из непривычного для нас общепитовского формата pop-up ресторанов, впервые заявивших о себе в странах-антагонистах – США и Кубе.

«Pop-up» («поп-ап») переводится на русский как «всплывать» (по аналогии с компьютерными «всплывающими окнами») или даже «выпрыгивать». В попытке объяснить это маловразумительное, на первый взгляд, словосочетание – «выпрыгивающие (всплывающие) рестораны» – вспоминается анекдотический тост: «Чтобы на вас напало много денег и вы не смогли от них отбиться!». Так и здесь: чтобы перед вами внезапно выпрыгнуло много вкусной еды и вы не смогли от нее отказаться! Откуда же эта вкуснятина должна выпрыгнуть? Да откуда угодно! Из соседней квартиры на четвертом этаже, из заброшенного цеха, гаража, с чердака, из офиса. Даже из парковых кустов, где, кроме рояля, оказывается, легко помещается полевая кухня.

Рор-up рестораны – это небольшие, часто временные, заведения общественного питания, которые могут быть открыты где угодно с минимумом согласований (а в оных случаях и вовсе без них). Они позволяют владельцам реализовывать скромные амбиции рестораторов, а посетителям – перекусить в удобном для них месте и по цене заведомо ниже среднересторанной.

Развивая тему этой аппетитной «кустарщины», жители финской столицы четырежды в год предоставляют право любому желающему (в том числе и приезжему) открыть свою точку «жарки-варки» и потрясти кулинарными талантами соседей и сослуживцев. Выбор меню, концепция заведения, его расположение, название и развлекательная программа – целиком на усмотрение новоявленных рестораторов. Организаторы отказывают только тем, кто под соусами своих угощений прячет политическую или религиозную пропаганду. Для участия требуется только заранее зарегистрироваться на сайте, посвященном этому добрососедскому мероприятию, и застолбить место на карте. С помощью сайта посетители могут заранее продумать маршрут своего гастрономического тура.

А маршрут с каждым разом становится всё более затейливым, покрывает всё большие территории. Ресторанный день давно уже выплеснулся за пределы Хельсинки с его пригородами – в другие страны Европы. Первые ростки этого знакового для современности явления стали появляться и на нашей почве. Застрельщиком был Нижний Новгород, а совсем недавно петербуржские СМИ пестрели призывами поучаствовать в тамошнем Ресторанном дне. Легко можно представить нечто подобное в московском Парке Горького или на ВВЦ, чьи обновленные концепции к этому чрезвычайно располагают. И всё же у нас это веяние приживается сложно. По заверениям тертых рестораторов, именно непринужденность, необязательность, характерные для pop-up ресторанов, делают эту идею утопичной для российской среды – уж слишком много согласований на их пути. Говорящая деталь: санитарные нормы для общепита, со всеми их осторожничаниями и перегибами, прописывались у нас в суровые 1920-е, в разгар эпидемии брюшного тифа. С тех пор они мало поменялись. Что ж, здоровее будем! Наверное. К удивлению чиновников СЭС, за недолгую историю Ресторанного дня в Хельсинки никто не отравился и не пожаловался на качество пищи.

В Хельсинки можно попробовать и азиатской кухни, ведь цель многих взявшихся за поварешку состоит именно в том, чтобы познакомить сограждан с кулинарией других стран. Редкая возможность приобщиться разом к индийской, китайской, непальской, грузинской, средиземноморской и прочим гастрономическим традициям. Есть места, специализирующиеся на вегетарианском или даже сыроедческом питании. Спектр предложений необычайно широк. При этом, однако, самые длинные очереди выстраиваются к местам продажи домашнего фаст-фуда – гамбургеров, хот-догов, маффинов. Да и названия большинства заведений переводятся как «Кексики от Марии», «Гамбургеры Рольфа» и прочие именные блинчики. Незамысловато, но спросом пользуется.

В 2011 году Ресторанный день был отмечен призом Министерства Культуры Финляндии, а в 2012 году в рамках ежегодного конкурса Best of Helsinki он был признан «Лучшим событием года». Вообще же финны – большие любители всевозможных фестивалей. Когда бы вы ни приехали к ним в гости, вы наверняка застанете пару-тройку подобных событий разного масштаба – от музыкальных до таких специфических, как Лососевый фестиваль или ежегодный «День Генеральной уборки», когда Хельсинки превращается в сплошной блошиный рынок, где каждый может выставить на продажу или отдать ненужные вещи. И то верно: перед приходом гостей надо как следует прибраться! А гости уже вот-вот начнут съезжаться: ближайшие Ресторанные дни пройдут 18 августа и 16 ноября.

Сердцем праздника от раза к разу становится бывший мясоперерабатывающий цех Теурастамо, и даже в затяжных паузах между фестивалями это сердце, верное их духу, продолжает биться. Это само по себе примечательное место – центр гастрономической культуры Финляндии, по своему устройству напоминающий популярные центры современного искусства. Такая аналогия не случайна. Кулинария здесь предстает как нечто требующее вдохновения, почтения и постоянной идейной подпитки. Культ новоявленной гастрономической музы явлен в разнообразных кулинарных курсах, мастер-классах и выставках.  Здесь открыто множество магазинов и ресторанов, самый экзотичный из которых потчует посетителей уличной китайской едой. Регулярно устраиваются тематические дни, ярмарки фермерской продукции, есть здесь своя пекарня, мясная лавка и даже мини-фабрика по изготовлению пасты.

Остается только удивляться тому, как трепетно финны относятся к еде, – и это притом, что собственно финская кухня едва ли может быть причислена к флагманам мировой кулинарии! Ее рецепты просты и безыскусны, упор в них делается на основательность, натуральность и качество. Финны очень чувствительны к сезонности пищи. Всё большую популярность в Финляндии приобретает увлечение органическими продуктами с упором на растительные ингредиенты. Именитые повара стремятся перещеголять друг друга в изощренности и многообразии блюд из топинамбура и лебеды, а известный повар Sami Tallberg написал целую книгу о кулинарии из трав.

Познакомиться же с исконной финской кухней – блюдами из оленины или свежей рыбы с грибами и ягодными соусами – можно, например, в одном из ресторанов сети «Хельсинки Меню» (Helsinki Menu). Узнать двадцатку этих ресторанов поможет эмблема, изображающая «вилку изобилия». Сеть постоянно расширяется, прирастая новыми самобытными заведениями, которые отнюдь не клонируют друг друга, как это обычно бывает в сетевых ресторанах. Периодически то одно, то другое из них удостаивается различных ресторанных призов. Впрочем, это далеко не единственные заведения, привлекающие гурманов скандинавской поэтикой, так что гарантированно отдохнуть в Финляндии «со вкусом» можно, даже если ваш график пребывания там не совпадет с проведением Ресторанного дня.

Хотя и говорится, что изба красна именно пирогами, а не углами, оценив по достоинству «пироги», не грех обследовать и «углы» – а в нашем туристическом деле это вопрос главенствующий. В таком случае «красным углом», демонстрирующим все статусные, официальные святыни города, несомненно, является Сенатская площадь в центре Хельсинки. В первую очередь здесь обращает на себя внимание памятник российскому императору Александру II, которым так любят иллюстрировать тему российско-финских отношений. Именно при этом самодержце финский язык впервые обрел статус государственного, и в обращение вошла финская марка, что чрезвычайно способствовало росту национального самосознания. Это не единственный «русский след» в сердце Хельсинки: украшающий площадь лютеранский Кафедральный собор буквально скопирован с петербуржского Исаакиевского. И собор, и памятник органично вписываются в общий ансамбль зданий в стиле ампир, включающий также дворец Госсовета, главный корпус Хельсинкского университета и университетскую библиотеку.

Коротенький стометровый перешеек Софийской улицы (кстати, единственной, сохранившей табличку на русском языке) отделяет Сенатскую от Рыночной площади (Кауппатори).

Расположенная прямо на берегу моря, Рыночная площадь – самое яркое и оживленное место в Хельсинки. Близость двух столь непохожих площадей словно призвана показать, насколько в жизни финнов всё уплотнено: между «житейским» и «парадным», «представительским» и «массовым» у них нет невротического зазора.

Возможно, такая синкретичность финского мировосприятия и обуславливает их способность радоваться простым вещам и делать прекрасное достоянием повседневности, поверяя его критериями практичности. Не это ли залог успеха финских дизайнеров, влюбивших в свои творения весь мир? Свежие идеи легко и необычайно быстро проникают в коммерческие сферы, в область коммуникаций и услуг.

Многое в обыденной обстановке финнов является авторскими дизайнерскими творениями. В Хельсинки есть целый Дизайн-квартал – Helsinki Design District, где на площади чуть больше квадратного километра разместилось 180 объектов, имеющих отношение к дизайну: магазинчики авторских изделий, художественные галереи, бутик-гостиницы, концептуальные рестораны и прочее. Здесь же находятся Музей дизайна и Музей финской архитектуры.

Достаточно взглянуть на фетиши финского дизайна – легендарное кресло Buble («Пузырь») Ееро Аарнио или знаменитую вазу «Волна» Алвара Аалто. Они прекрасно обосновались и в доме практически любого уважающего себя финна, и в рафинированных музейных коллекциях. Гениально простые и функциональные, они вместе с тем обладают экстравагантной и узнаваемой формой, выражают ультрасовременный взгляд на окружающий мир, но взгляд деятельный, экологично и ненасильственно перекраивающий среду.

Тех же принципов упомянутый Алвар Аалто придерживался в проектировании зданий и городских объектов. Для отделки первейшей столичной достопримечательности конгресс-холла «Финляндия» он использовал каррарский мрамор, традиционный в экстерьерах дворцов и храмов, при этом в сооружении ничто не отсылает к ампирной помпе. Дворец Аалто, филигранно вписанный в ландшафт, напоминает, скорее, элегантный рояль, застывший в ожидании маэстро, чем какой-нибудь античный храм, обрушивающийся на посетителя полнозвучным органным аккордом.

Оригинальностью в трактовке, казалось бы, давно выверенных канонами форм отличает и знаменитую церковь в скале Темппелиаукио. С древними скальными церквами ее роднит разве что культовое назначение. Эта церковь – не испрошенный у природы сокровенный кусочек для уединенной молитвы, а плод деятельного преобразования этой природы: братья-архитекторы Суомалайнеры предложили просто… взорвать одну из скал в городской черте, а образовавшуюся воронку накрыть куполом. И в который уже раз нетрадиционный финский подход явил миру самобытный и вполне жизнеспособный объект: вид у церкви, что и говорить, довольно фантастический, но, привлекая рекордное число туристов, она не выродилась в балаган, а, наполненная светом и воздухом, достойно служит своим возвышенным целям. Мстислав Ростропович, между прочим, назвал ее акустику лучшей в мире.

Такую нестандартность, чуждую голого экспериментирования и провокативности, и каким-то чудом вполне вписывающуюся в чинный мирок финнов, можно было бы назвать своеобразным привлекательным для туристов брендом. Еще один пример – памятник великому композитору Яну Сибелиусу. В обрамлении вековых сосен забронзовевшая музыка Сибелиуса представлена скульптором Эйлой Хильтунен в виде шестисот спаянных между собой труб – как фантасмагорический орган, прямо в парке материализовавшийся из стихийной потребности воздать хвалу этому миру и его Творцу. Говорят, если прислушаться, то можно услышать, как ветер наигрывает в этих трубах мелодии, созвучные музыкальным темам Сибелиуса.

Что ж, похоже, выражение «рояль в кустах» не показалось бы финну странным. «Почему нет? – нордически невозмутимо спросил бы финн. – Если внезапно захотелось воспеть мощь природы, а куст при этом был достаточно живописен?». Ведь не показалась же нескольким финским энтузиастам странной идея взять и зайти в гости к соседям, из-за двери которых пробивался такой искусительный аромат. Или позвать весь мир в гости к себе. Почему нет? Если есть чем поделиться. Так что в финских кустах вы легко можете наткнуться и на рояль, и на орган, и на целый оркестр, старающийся привлечь ваше внимание к прилавку со снедью. И как это только там всё умещается?

Путешествия это движущая сила, благодаря которой, мы можем получать удовольствие от окружающей нас действительности, и наряду с этим, пополнять запасы знаний. Выездные семинары компании «ЭЛКОД» это отличная возможность приобрести уникальные знания в профессиональной сфере и насладиться прекрасными видами далеких стран.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru