(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Фотоаппараты — в плену одинаковых показателей

Рубрика: (Умные вещи в офисе и дома) | Автор: moderator | Дата: 15-10-2014

Метки: , , , ,

Ситуация складывается парадоксальная. С одной стороны промышленность выпускает огромное количество фотоаппаратов. С другой — эти фотоаппараты обладают схожими характеристиками. И все эти характеристики можно уложить в единую систему. А именно — размер сенсора, установленная оптика и тип носителя, на котором сохраняются фотографии. Все камеры укладываются в четыре или пять типовых классов. И изменения, при которых эти классы становятся тесными, настолько редки, настолько незначительны, что это вызывает удивление.

Сколько стоит в среднем фотоаппарат? Долларов 500. Или 800. Или 1000. Или 7500. Это четыре класса камер, выйти из которых трудно даже опытным игрокам рынка. Есть камеры стоимостью 10 или, скажем, 20 тысяч долларов. Но это профессиональные широкоформатные модели, которые на рынке погоды не делают. Основные же модели входят в указанную классификацию. Рынок постепенно сложился. Изменения в нём маловероятны.

Впрочем, маловероятны изменения в рамках сложившихся категорий. Выйти из этих классов камерам не так-то и просто. И — вряд ли нужно. Поскольку камеры хорошо продаются, они могут продаваться так и дальше. Если нет никакой проблемы с их продажей, суетиться бессмысленно. Но с другой стороны — разве ситуация на рынке так хороша? Разве не разоряются одни компании и не балансируют на грани разорения другие? Разве не происходит на рынке если не стагнации, то застойных явлений? Почему? По какой причине? И главное — что в этом случае делать?

Ответы на эти вопросы отыскать не так просто, как кажется. Кому-то эти ответы покажутся крайне сложными и крайне противоречивыми. И тем не менее, эти ответы есть. Они достаточно просты. И вполне отвечают на эти вопросы. Главный из них — рынок является рынком только в условиях… поиска. Чем изменчивей рынок, чем нестабильней его показатели, тем, как это ни парадоксально звучит, он крепче. Речь идёт только о рынке цифровых фотоаппаратов. Именно о нём.

Возьмём такой показатель, как физическая величина светочувствительного сенсора. У фотоаппаратов, у более-менее нормальных моделей, эта величина составляет 2/3 дюйма по диагонали. С этой величины начинаются цифровые камеры. Следовательно, этим сенсором оснащаются цифровые фотоаппараты компактного класса — со встроенной оптикой и со всеми положенными опциями. Возможен ли выпуск в этом классе цифровой камеры со сменной оптикой? Да, наверное. И компания Pentax выпускает фотоаппарат Q, оснащённый сенсором 2/3 и сменным объективом. Хороший старт для цифровой аппаратуры.

Но эта камера очень неважно продаётся. И выходит следующая модель Q7 — уже с сенсором 1,7, то есть большего размера. Оговоримся — перед ней была выпущена камера Q10 с сенсором такого же размера, 2/3. Но в следующем году (в 2014) всё вернулось на круги своя. Была выпущена камера с сенсором обычного для таких камер размера. Точнее, для камер с бессменной оптикой.

О чём это говорит? О том, что классификация в фотоаппаратуре дело совершенно неизменяемое. Закрепившаяся в фотопроизводстве величина сенсоров не изменяется ни коим образом. Это — дело принципа. Кто-то придумал, что на маленьком сенсоре невозможно получить хорошую фотографию. И это стало со временем аксиомой. Рынок эти камеры не принимает. То есть — фотолюбители, мы с вами.

Та же история происходит сегодня с любительскими компактными камерами и компактными фотоаппаратами со сменной оптикой. Это два соседних класса аппаратуры, которые ни коим образом друг с другом не совместимы. Но стоит лишь хорошенько присмотреться. Один класс фототехники хорошо спроектирован. Он оснащён слаженным набором инструментов — хороший сенсор размера 2/3 хорошо сочетается с зум-объективом (имеющим, как правило, 3-х или 5-кратный зум). Нужен ли компакту сменный объектив? А зачем? Мы имеем дело с маленьким фотоаппаратом, которому смена оптики может только помешать. И отношения к сменным объективам здесь достаточно завуалированы.

Но они совсем не завуалированы в другом классе фототехники — в фотоаппаратах со сменной оптикой. Такие же маленькие, такие же удобные. Ну, почти такие же — если не смотреть на саму сменную оптику, которая оказывается слишком большой. Дело в том, что изначально в этих камерах использовались сенсоры размера 4/3 — как у фотоаппаратов Olympus. И всё было нормально — эти сенсоры вдвое меньше обычного размера 36х24 мм, то есть узкоплёночного формата. Но потом появились маленькие камеры от Sony и Samsung`а. Затем подтянулись другие производители. И в эти камеры стали устанавливать те же сенсоры, что и в массовые модели зеркальных камер. Размер увеличился — уменьшилось удобство управления.

На маленьком сенсоре, тем не менее, нельзя построить качественное изображение, верно? Если, конечно, эти сенсоры так спроектированы. На видеокамерах, к слову, используются сенсоры куда меньших размеров. А фотохарактеристики этих камер оказываются в том же диапазоне, что и у фотоаппаратов. Более того, у самых совершенных видеокамер сенсоры достигают таких же размеров, что и у цифровых фотоаппаратов. О качестве фотосъёмки никто уже не говорит. Оно — идеальное по меркам видеокамер.

Эти тенденции в разработке фотоаппаратов сложились на заре нового века. В последние годы 20 века камеры окончательно сформировали основные классы фототехники. И прочно закрепились на рынке, отвоевав себе здоровенную нишу, вход в которую заказан. Хочешь необычных решений — ты должен согласиться, что часть твоих разработок так и не найдёт покупателя. Увы, это не воля каких-то деятелей фотобизнеса. Это — воля пользователей, фотолюбителей. И с ней ничего уже не поделаешь.

Дело ещё и в том, что фотолюбительские предпочтения сложились под воздействием традиционных технологий. Были у части фотолюбителей (далеко не у всех) запасы оптики к фотоаппаратам Canon, Nikon и другим. Были выпущены цифровые камеры. И этот запас дал знать — фотографам захотелось использовать эти объективы.

Но так было не всегда. Очень скоро запасы объективов сошли на нет. В дело включились объективы для цифровых камер — с уменьшенными сенсорами (как правило, в 1,6 раза), со своими показателями светочувствительности, а затем и самой технологией построения сенсоров (прежде всего, КМОП). И все пошло по тому же пути — с небольшой коррекцией по части физических размеров сенсора…

Мы вынуждены крутиться вокруг этих показателей. Так сложился рынок. Так сложились предложения на нём. Хорошо это или плохо, я не знаю. Наверное, хорошо — если фотоаппараты выпускаются в таких количествах. Наверное, не очень хорошо — если конкуренцию фотоаппаратам представляют смартфоны, чьи фотокамеры до недавнего времени были далеки от критики. Во всяком случае, нас ждёт забавное действо, исход которого предсказать невозможно.

Посмотрим, что нас ждёт впереди.

 




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru