(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Четыре драгоценности

Рубрика: (Как рождались технологии, Человек пишущий) | Автор: admin | Дата: 30-11-2011

Метки: , , ,

Что вам больше всего нравится в своем кабинете? Ответы на этот вопрос могут быть самыми разными. Кто-то скажет – ноутбук, который давно стал и окном в мир, и заботливой нянькой, и главным инструментом для письма и расчетов. Кто-то назовет большую перьевую ручку, дарящую непередаваемое удовольствие от рукописной работы. Кто-то укажет на сам письменный стол как уютную и надежную «крепость» интеллигентного человека, заповедник мысли, прибежище идей.

А вот китайцы ответили на этот вопрос много веков назад, примерно в пятом столетии нашей эры. Именно тогда была сформулирована концепция «четырех драгоценностей рабочего кабинета» («веньфан сибао»). Начиная с тех давних времени и по сегодняшний день это понятие остается незыблемым. Можно сказать, что речь идет о непреходящих ценностях.

О чем, собственно, речь? О шкатулке, в которой хранятся самые необходимые думающему человеку предметы – кисть для рисования и письма, бумага, сухая тушь и каменная тушечница.

Кисть («би») – самый древний предмет в этом наборе «драгоценностей». Ее появление датируют пятым веком до нашей эры. Правда, в пятидесятые годы прошлого века археологами были обнаружены кисти, которым более шести тысяч лет. Этими примитивными инструментами художники расписывали керамику.

Китайские кисти традиционно изготавливают из шерсти козы, овцы, волка и зайца. В более редких экземплярах кистей применяется шерсть медведя и хорька.

Рукоятка кисти сделана из бамбука. Получается легкий, прочный, долговечный инструмент, который используется и для рисования, и для письма.

Технология создания китайской кисти остается неизменной уже шестнадцать столетий. За это время о кистях написано множество пространных научных трактатов, в которых сформулированы четыре важнейшие характеристики этого инструмента.

Так, идеальная кисть для каллиграфии должна быть острой, то есть иметь в смоченном тушью состоянии тонкий кончик, которым можно рисовать любые линии. Кисть должна быть ровной, не деформироваться по мере износа, не рассыпаться, не терять волоски. Хорошая кисть должна быть округлой, чтобы ею можно было писать и рисовать в любых направлениях. Наконец, кисть должна быть прочной – гибкой, упругой, устойчивой к износу.

В китайских музеях можно увидеть кисти, которым многие сотни лет. И они до сих пор в работоспособном состоянии.

Китайские кисти подразделяются на множество разновидностей. Самые тонкие изготовлены из трех-пяти шерстинок. Самые крупные – из огромных пучков шерсти диаметром в десять и более сантиметров.

По традиции после появления на свет младенца из его первых волос делают кисточку. Это своеобразный талисман, залог того, что младенец в будущем станет просвещенным человеком.

Вторая драгоценность – бумага («чжи»). Бумаге в Древнем Китае уделяли особое внимание. Лучшие образцы, сохранившиеся до наших дней, изготовлены из волокон древесины и коры деревьев особых – «бумажных» – видов. Поражает белизна такой бумаги, ее неповрежденная временем поверхность и способность сохранять иероглифы, написанные тушью, на протяжении тысячелетия.

В последние пять-шесть веков лучшей бумагой для каллиграфии считается бумага ручной работы («сюаньчжи»). Она изготавливается из измельченной сандаловой коры, рисовой соломы и коры тутового дерева (шелковицы). Процесс производства подразделяется на несколько этапов: измельчение исходного материала, просушивание, вымачивание, повторное просушивание (эта процедура повторяется несколько раз), отбеливание, измельчение полученной субстанции. В форму для формирования листа бумаги попадает идеально эмульгированная древесная масса, лишенная каких-либо примесей.

«Сюаньчжи» отличается непревзойденной белизной, гибкостью и прочностью. Она не желтеет столетиями, противостоит поражению грибком, не разлагается. При правильном хранении эта бумага может считаться «вечной». Но главное ее свойство – способность впитывать и удерживать тушь. Рисунки или надписи на такой бумаге выглядят яркими и сочными, поскольку тушь не расплывается по поверхности, а штрих не теряет форму.

Такая бумага производится по старинной технологии и в наши дни, причем, во множестве вариантов: чистые белые листы, цветные листы, бумага с тиснением, с вкраплениями золотой крошки и т.д. Все разновидности «сюаньчжи» роднит одно свойство – это один из самых дорогих сортов бумаги в мире.

Третья драгоценность – тушь («мо»). Она производится из сажи натуральной древесины и воды. За пределами Китая наиболее популярна жидкая, готовая тушь, расфасованная во флаконы. Эта тушь применяется в художественном творчестве (графиками) и в чертежном деле. Распространенность туши можно оценить по следующему факту – ее производится примерно такое же количество, что и чернил для перьевых ручек. Еще два десятилетия назад обычных чернил производилось в десятки раз больше.

В Китае среди художников и каллиграфов, а также во всем остальном мире, где популярна китайская традиция каллиграфии, готовая тушь не используется. Ее заменяет твердая тушь в брикетах.

У традиционной китайской туши очень простой состав. Это измельченная в пыль, а затем спрессованная сосновая сажа. Ее разводят водой и этим раствором рисуют на бумаге. Стабильность тушевого штриха можно оценить в любом музее мира, где выставлены произведения древнекитайских живописцев и каллиграфов. На хорошей бумаге (например, «сюаньчжи») сосновая сажевая тушь практически не выцветает. Для такого материала не существует понятия времени – эта тушь способна пережить даже не человека – целые поколения, десятки поколений людей.

Твердая тушь производится как промышленным, так и кустарным способом. Причем кустарно изготовленные бруски туши обычно украшаются рельефным рисунком. Да таким затейливым, что палочки туши являются предметами коллекционирования.

Прессованная твердая тушь растирается с водой перед каждым употреблением. Это, с одной стороны, превращает письмо кистью в настоящий ритуал с длительной неспешной подготовкой. А с другой – позволяет каллиграфу приготовить вещество такой консистенции, которая нужна для идеального письма.

Готовых рецептов приготовления туши не существует. Выбор консистенции и длительность процедуры растирания – дело интуиции мастера. Настоящие каллиграфы с приготовлением туши никогда не ошибаются. И никогда не пользуются готовыми растворами.

Четвертая драгоценность китайского набора для письма – тушечница («янь»). Это старинная каменная плошка с пологим дном. Пестик не нужен – тушь приготавливают трением сажевого бруска о смоченное дно тушечницы с постепенным добавлением воды для получения раствора нужной консистенции.

Тушечницы изготавливают из бронзы, железа, обожженной глины, фарфора. Но классической считается каменная тушечница. Именно она придает письму кистью медитативный характер…

Что можем противопоставить китайским четырем драгоценностям рабочего кабинета мы? Ничего. Мы можем лишь выразить глубочайшее уважение создателям этих драгоценностей и похвастаться своими записными книжками из бумаги верже, раритетными перьевыми ручками и любимыми канцелярскими безделушками.

Ведь это как раз тот случай, когда на вопрос, что лучше, ответом будет примирительное: «Всё!»




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru