(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Путешествие в историю. Гении и искусство Амстердама

Рубрика: (Путешествия) | Автор: admin | Дата: 14-07-2015

Метки: , , , ,

Голландия – это вода. Голландия – это цветочная клумба. Голландия – это Брейгель, Вермеер, Ван Гог и, конечно, великий Рембрандт. Она манит и зовет к себе необычайными ландшафтами, спокойствием и умиротворением, гениальностью своих сынов. Сегодняшнее свое путешествие мы посвятим им, сынам Голландии, гениям с непростой судьбой, чьими работами восхищается весь мир, а посмотреть на их картины ежегодно приезжают сотни тысяч любителей и ценителей живописи.

С чего же начать? Конечно же, с Государственного музея Амстердама – Рейксмузеума, как его называют сами голландцы.

«Ночной дозор»

Амстердамский национальный музей входит в десятку лучших музеев мира. Четыре мастера живописи составляют его славу. Это Франс Хальс, Ян Стен, Рембрандт и Вермеер. Музей очень большой, и обойти его за день невозможно. Вот и мы не будем торопиться и задержимся подольше около одной из самых известных и загадочных картин Рембрандта «Ночной дозор».

Что может быть загадочного в изображении группы стрелков? А загадочное есть, и немало. Например, почему картина называется «Ночной дозор», если первоначальное ее название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга»? Как появилась на картине девочка, к поясу которой привязан мертвый петух (она-то уж явно не входила в отряд капитана Кока)? И что это все означает?

Давайте вместе с вами раскроем эти загадки.

Групповой портрет был весьма распространенным жанром голландской живописи, и члены Стрелкового общества Амстердама для украшения своего клуба заказали шести художникам (в их числе был и Рембрандт) семь картин. На полотнах должны были быть изображены аркебузиры (голландские мушкетеры) под предводительством своих начальников. Любопытный факт: за право быть изображенным на картине каждый аркебузир заплатил капитану Коку по 100 гульденов (огромные деньги!).

И вот работы сданы. Картины других художников были приняты без возражений. Картина Рембрандта потрясла заказчиков. Мало того, что на ней появились персонажи, не заплатившие ни гульдена, а лица некоторых заплативших с трудом можно было разглядеть на заднем плане, эта картина совершенно не напоминала парадный групповой портрет! «Мы платили не за оригинальную композицию, а за то, чтобы каждый был узнаваем и портрет ничем не отличался от сотен других» – роптали аркебузиры. Капитан Кок даже пригласил другого художника, чтобы тот переписал картину. Художник, к его чести, от «улучшать» картину Рембрандта отказался.

Амстердамские гвардейцы идти на открытый конфликт с Рембрандтом не решились – художник в ту пору пребывал на вершине славы, его картины были даже в личной коллекции короля Голландии Вильгельма I. Они повесили портрет в Большом зале Стрелкового общества и постарались о нем забыть. Там она находилась больше века, и за это время изрядно закоптилась, ее краски померкли и потемнели. Так и родилось второе ее название «Ночной дозор».

Что же касается девочки, то и эта загадка нашла свое объяснения. Старинное название стрелков в Голландии – Klauweniers (англ. claw – коготь). Рембрандт таким образом просто изобразил известный символ аркебузьеров – петушиную лапу a с когтями. Помимо всего прочего, в голландском языке есть выражение «подрезать когти», что значит «обезоружить» – вот вам и демонстрация силы и мощи стрелковой роты. Кубок в руках девочки – символ победы. Об этом же говорит и желтый цвет ее одежд.

В 1715 году картину решили перенести в городскую ратушу. Огромное полотно (5 на 4 метра) никак не вмещалось в простенки между окнами. Пришлось тогда картину обрезать – и в результате полк потерял двух своих героев. В таком «обрезанном» виде картина и представлена в музее.

В 2006 году к 400-летию Рембрандта в Амстердаме был установлен памятник «Ночному дозору». 22 фигуры словно сошли с картины и застыли в бронзе. Каждый персонаж выполнен в человеческий рост и стоит отдельно на небольшой квадратной плитке. Благодаря этому фигуры можно передвигать – как шахматы! Жители и гости Амстердама могут составить компанию стрелковой роте, и, заметьте, для этого им не надо платить 100 гульденов!

Авторы памятника – наши с вами соотечественники, москвич Михаил Дронов и Александр Таратынов, уже много лет живущий в Голландии.

Рядом с Государственным музеем, на музейной площади, находится Музей Ван Гога. Эта наша следующая остановка.

Ван Гог: миф и реальность

Безумец, отрезавший себе ухо, сумасшедший гений, который писал ярко-желтые подсолнухи до тех пор, пока не пустил себе пулю в лоб. Таким мы представляем себе Ван Гога. Но это не более чем миф, созданный немецким искусствоведом Мейер-Грефе. Мало того, что этот миф живет по сей день, он принес своему создателю немало дивидендов.

Действительно, модным и дорогим художником при жизни Ван Гог стать не успел – у него просто не хватило времени. Однако по сравнению с другими художниками-новаторами той эпохи его карьера была на редкость благополучна: начав с 28 лет (очень поздно для художника!) практически с нуля, он меньше чем за 10 лет вошел в элиту нового искусства и был признан самыми передовыми художниками своего времени. Да что там говорить, один из лучших художественных критиков Франции Орье назвал Ван Гога гением и наследником Рембрандта и Хальса. Какая уж здесь непризнанность!

Легендой является и утверждение, что при жизни художник продал всего одну свою картину. Он успел продать при жизни 14 своих работ (ненамного меньше, чем Сёра или Тулуз-Лотрек). А картина «Красные виноградники в Арле» была продана за 400 франков – очень неплохие по тем временам деньги.

Если бы Ван Гог не умер бы так рано, то лет через 5–6 он наверняка добился бы общественного признания и успеха. Для этого имелись все основания. Но судьба распорядилась иначе.

В музее Ван Гога вы можете насладиться крупнейшей коллекцией произведений художника (в музее выставлено более 200 картин и около 500 рисунков). Картины расположены в хронологическом порядке, здесь есть ранние и даже детские рисунки Ван Гога. Неспешно пройдитесь по четырем этажам здания, построенного в современном стиле, и проследите, как развивался стиль художника, начиная от ранних мрачных рисунков до ярких, наполненных светом картин позднего периода его творчества.

Бесценные подсолнухи

В 1987 году на лондонском аукционе «Кристис» были выставлены знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога. На нее делали главную ставку. Аукцион был открыт в день рождения художника – 30 марта, специально под эту картину был выпущен каталог: в нем рассказывалась история полотна, а лучшие искусствоведы объясняли его ценность и непреходящее значение. Картина была написана в 1888 году, и эта дата совпала с годом основания японской страховой компании «Ясуда». Упустить такой «подарок» к своему столетнему юбилею японцы просто не могли. Картина была продана по баснословной цене – 40 млн долларов! Такого история еще не знала: впервые картина художника-модерниста побила рекорды старых мастеров. «Ясуда» ликовала. В день празднования юбилея картина была выставлена на 42-м этаже небоскреба корпорации. Только за месяц на нее пришли посмотреть 160 000 человек! А через 6 лет разразился скандал: «Подсолнухи», приобретенные «Ясудой», назвали фальшивкой! После долгих разбирательств, экспертных заключений, в которые были вовлечены и сотрудники Музея Ван Гога, специалисты пришли к следующему выводу: «Подсолнухи» «Ясуды» – подлинник, отреставрированный и «улучшенный» одним из первых реставраторов целого ряда работ Ван Гога – учителем рисования Эмилем Шуффернекером.

Ван Гог действительно любил писать подсолнухи. Каких у него подсолнухов только нет! «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Ваза с четырьмя подсолнухами», «Три подсолнуха в вазе», «Два срезанных подсолнуха», «Четыре срезанных подсолнуха»… Подсолнухи «разлетелись» по всему миру! Они украшают мюнхенскую Новую пинакотеку, Филадельфийский музей искусств, Музей Метрополитан, Музей искусств в Берне, Лондонскую национальную галерею. Есть свои подсолнухи и в музее Амстердама. И на них, конечно, стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы понять, за что люди готовы платить 40 млн долларов!

Совершенно иначе понимаешь колорит Ван-Гога, увидев колорит Голландии: эти нежные, как эмаль, краски, красные кирпичи, сочную зелень, желтый песок, пестрые вывески, радостные чистые тона, искрящиеся в прозрачном воздухе, – все это Ван Гог принес из своей Голландии, потому что краски Франции совсем другие; они серебристо-зеленоватые, голубоватые и опалoво-серые; достаточно было слегка осветить этого голландца южным солнцем, и получился Ван Гог в наилучшем виде.

Завершим мы нашу экскурсию в доме-музее Рембрандта.

Музей Рембрандта

Это не картинная галерея, это дом великого голландца, в котором художник жил и работал 19 лет.

Рембрандт купил дом в 1639 году. Он был молод, богат и счастлив. Он добился известности – у него появилось множество заказчиков, готовых платить немалые деньги за свои портреты. Он получил согласие на брак с любимой девушкой Саскией, чья аристократическая семья сначала не очень-то хотела родниться с сыном мельника. Ему все удавалось, и все у него получалось!

Свой дом в Амстердаме художник превратил в антикварную лавку редкостей: на стенах висели подлинники величайших мастеров прошлого, шкафы он заполнил ценнейшими книгами по истории живописи. Здесь было все, что необходимо для творчества, и Рембрандт творил, влюбленный, счастливый и окрыленный.

Казалось, семейному счастью не будет конца, но счастье переменчиво. Саския умерла в родах, оставив Рембрандту сына Титуса. Мир погрузился во мрак. Помогла ему вырваться из этого мрака няня Титуса Гертье Диркс, которая очень быстро почувствовала себя хозяйкой в доме и дала почувствовать это всем остальным. Но этого ей казалось мало – ей надо было стать женой великого Рембрандта. Чтобы добиться своей цели, она не гнушалась ничем. Осенью 1649 года Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», и здесь, перед судьями, Гертье потребовала:

– Пусть он женится на мне! А если не может жениться, так пусть возьмет меня на свое содержание…

Суд постановил: Рембрандту следует выплачивать истице по 200 гульденов ежегодно.

Но почему же художник отказался жениться на Гертье? Да потому что в его жизни появилась другая женщина – молодая служанка Хендрикье Стоффельс. Она ничего не требовала от Рембрандта, зато отдавала ему все, что у нее было – свою любовь и преданность. В 1654 году она родила ему дочь. Этого добропорядочные голландцы стерпеть уже не смогли. Хендрикье вызвали в духовную консисторию и, назвав распутницей и прелюбодейкой, велели покинуть дом художника, чтобы она никогда более не оскверняла житейскую мораль своей грязной порочностью.

Хендрикье уйти отказалась. И дела пошли еще хуже. Лавочники и соседи не хотели иметь с ней дела и бежали от нее, как от чумы. Заказчиков у Рембрандта резко поубавилось… И вот однажды наступил самый страшный день: в дом ворвалась яростная и жадная толпа кредиторов, и они беспощадно описывали имущество художника. Все растащили! Но самое гнусное, самое мерзкое было в том, что среди грабителей появилась и Гертье Диркс, хватавшаяся за испанские стулья, обитые голубым бархатом, за редкостные клинки из Дамаска, она утащила мраморный рукомойник, она вытряхивала белье Рембрандта из орехового комода… Она восторгалась:

– Не хотел быть моим мужем, теперь все мое!

Именно ее подпись стоит под документом, объявлявшим по всей стране о банкротстве Рембрандта.

Его, великого голландца, Голландия выбросила из дома, который он создал; он, вышел из дома с маленьким узелком &‐ вот и все, что осталось от его былого богатства!

Обнищавший Рембрандт превратился в отверженного. Уже никто не заказывал у него картины, никто не проявлял интереса к его судьбе…

После его кончины нотариусы Амстердама не забыли составить подробную опись его имущества: в ней значились стулья и носовые платки. Против каждой вещи было написано слово оценщика: «дешево»! Теперь эту опись показывают туристам. То, что стулья и носовые платки стоили очень дешево, это в Голландии знают, а вот показать могилу Рембрандта не могут – никто не знает, где похоронен величайший художник.

Дом, в котором жил Рембрандт, ушел с молотка. В нем поселился богатый сапожник. И лишь спустя два века, в 1911 году королева Вильгельмина открыла в нем музей Рембрандта. Здесь воссоздана обстановка, какая была при жизни художника. Здесь собрана богатая коллекция гравюр, здесь можно увидеть картины учеников великого мастера. Но полотен самого Рембрандта здесь не очень много – все они разлетелись по миру, и каждый музей считает величайшей честью выставлять в своих залах картины великого сына Голландии.

Наше путешествие окончено, но сколько еще осталось интересного! Назовем 5 основных достопримечательностей, которые обязательно нужно посетить в Голландии.

1. Цветочный рынок – единственный в мире плавучий рынок цветов, который каждое утро открывается на канале Сингел. Магазины на баржах расположены вдоль набережной. Каких цветов здесь только нет! Но больше всего, разумеется, тюльпанов. При желании вы сможете приобрести их луковицы и привезти домой кусочек Голландии.

2. Деревушка Заансе Сханс, которая находится в 25 километрах от Амстердама. Это уникальный памятник XVII века с ветряными мельницами, кожевенной мастерской и сыроварней. Непременно попробуйте как минимум 10 сортов сыра, отведайте самую ядреную горчицу и посетите фабрику по изготовлению деревянных башмаков – кломпенов, которые считаются одним из символов Голландии.

3. Рыбацкая деревня Волендам, в которой царит дух старой Голландии и жизнь течет спокойно и размеренно. Здесь вы можете насладиться блюдами голландской кухни, прежде всего настоящей голландской селедкой. В свежей булочке для хот-дога с маринованным луком и солеными огурцами… Ммм!.. Такую селедку вы еще не пробовали! Также здесь можно отведать жареную макрель и треску, которую ловят местные рыбаки, и запить это все пивом. Но не стоит слишком налегать на этот напиток, так как пиво в Голландии довольно крепкое.

4. Настоящий парк мельниц, расположенный в местечке Киндердейк, недалеко от Роттердама. Ветряные мельницы &‐ еще один символ Голландии. Когда-то появившиеся для перекачки воды, а вовсе не для перемалывания муки, мельницы спасали от затоплений целые районы. В парке есть старинные и действующие мельницы, готовые продемонстрировать всем желающим свою работу.

5. Футбольный матч. Голландцы очень любят спорт, и особенно – футбол. Сборная Нидерландов входит в десятку сильнейших в мире и всюду пользуется уважением. В ее копилке – три бронзовые медали Олимпийских игр, три серебряные – на чемпионатах мира, и золото чемпионата Европы-1988. Именно в Голландии вы можете посетить матчи знаменитых титулованных клубов «Аякс», «ПСВ» и «Фейеноорд».

Знакомство с историей далеких стран одно из самых приятных времяпрепровождений. Компания «ЭЛКОД» предлагает вам принять участие в выездных семинарах, где вы сможете не только насладиться заграничными красотами, но и провести время с пользой, совершенствуя знания в своей профессиональной области.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru