(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Фототехнологии

Рубрика: (Хобби, семья, здоровье) | Автор: moderator | Дата: 21-05-2014

Метки: , , , , ,

Книжка из прошлой жизни, в которой описываются технологии старого фотопроцесса. Темная комната, увеличитель. Растворы — проявляющий и фиксирующий. И ещё несколько полезных растворов, преимущества которых не столь очевидны. Фотоаппаратура. Много убедительной фотоаппаратуры. Вспышки, экспонометры. Масса всякой ерунды.

Эта ерунда — суть самой технологии. Вот эта темная комната, увеличитель, растворы. Все это, по сути, способ работы с серебром. Так это выглядело — не слишком точно, не слишком технологично, но весьма убедительно. Достаточно было иметь часть этого оборудования, чтобы числиться любителем. А с ростом нужной техники вступала в силу другая часть истории. И ты становился почти профессионалом. Оставалось лишь научиться фотографировать. Научился, и — снимай.

Так выглядели фототехнологии в недавнем прошлом. Ещё двадцать лет назад фотоаппарат никоим образом цифровым не был. Цифра лишь улучшала фотографию — в некоторых наиболее острых местах. Например, в области репортажа. Согласитесь, далеко не самая важная часть фотографии. И мы полагали, что аналоговая фотография будет жить ещё долго. Но вот прошло двадцать лет. И об обычном фотоаппарате остались лишь воспоминания. О камере, работающей с пленкой. И обо всех деталях этого процесса.

Сам процесс давно стал эталоном. В том смысле, что он давно не применяется, но считается классическим. Все современные технологии, коих сегодня видимо-невидимо, ориентируются на эту классику. Включаем камеру, наводим экспонометр на объект съёмки — все как в плёночной камере. Наводим на резкость, останавливаем камеру — всё по уму. Потом нажимаем кнопку спуска затвора — получаем цифровой аналог плёночного снимка. И нам сразу всё становится понятно. И не остаётся никаких трудностей.

А трудности в цифровой съёмке вполне объективны. Они являются продолжением его недостатков. Точнее, трудности — и есть недостатки. Без них никак не обойдёшься. Их суть — сугубо цифровая. Например, разрешение сенсора. Или его физические размеры. Или динамический диапазон. Всё предусмотрено цифровой технологией. И в плёночной фотографии аналогов не имеет. Нет в обычных технологиях ни самих сенсоров, ни их разрешения. Многого нет. Но есть — фотография.

Помимо прочего, фотография это ещё и различные жанры. Например, фотопортрет. Жанр, который в области аналоговой фотографии прожил настолько долго, что, казалось, не умрёт никогда. Ничего, умер. Оставив все наработанные технологии следующему поколению техники. Сегодня портреты делаются в цифровой фотографии. С применением ГРИПа и других технологий. В результате получаются удивительной силы снимки. С размытым фоном и резкостью там, где необходимо.

Резкость дело хорошее. Но не стоит забывать, что этот приём отработан в аналоговой фотографии. И лишь потом привнесён в фотографию цифровую. Самое интересное заключается в том, что все основные приёмы отработаны в обычном фотопроцессе. Именно так — до изобретения, разработки и внедрения цифровых сенсоров. Всё, что необходимо фотографии во время съёмки, сделано на плёнке. И лишь потом, самые сливки, перенесены в фотографию цифровую.

У обычной фотографии была шикарная литература. Книги, в которых описывались рецепты и приёмы. В самых разных вариантах — поскольку описать талант всё равно невозможно. Сколько ни описывай технологических изысков, указать, когда именно нужно действовать, нельзя. Но были книжки, в которых техника описывалась ярко и убедительно. Справочная литература — по типам камер и по системам профессиональной ориентации. Рецептурные справочники — по видам растворов. Описательные книги — по видам фотографии, по жанровому составу. Классификация книг — отдельная тема. Но они были.

В цифровой фотографии книги тоже есть. Причем много книг самого разного содержания. Все они ориентированы на пользователя компьютера и описывают технологии просмотра и печати фотографий. Отметим специально — цифровых фотографий. Вроде бы всё то же самое, но… Но нет в цифровой фотографии главного препятствия — ограничения на снимки. В обычной плёночной фотографии снимают, пока в камере есть плёнка. То есть 36 кадров, перезарядка, ещё 36 и — всё. Конец съемке. И ещё не увидишь сразу — получилось или нет. Нужно дождаться дома, проявить плёнку и увидеть — получилось или нет.

В цифровой фотографии всё проще. Навел, щелкнул, посмотрел — получилось или нет. Нет — снимаем дальше. Получилось — снимаем на всякий случай, чтобы было больше фотографий. Пусть будет, есть не просит. И у нас в результате получается настоящая книга — со всеми необходимыми фотографиями. И мы можем их распечатать. Или ничего не распечатывать, ибо фотографии у нас есть, но можно и не снимать. Сегодня фотопроцесс наиболее доступен всем. Каждый, у кого есть фотокамера, может быть вполне себе фотографом. А камеры есть у очень многих. Смартфон, планшет, компактные фотоаппараты — все это камеры, камеры, камеры.

Есть в цифровой фотографии свои проблемы. Не сказать, что новые. Нет, это старые проблемы, которые были и в аналоговой фотографии. Например, ведение архива. Правда, проблемы несколько иные. В обычной фотографии требовалось сохранить негативы. Но негативов было немного. И сохранять их было легко. Достаточно было оставить проявленную плёнку. У цифры всё несколько сложней. Во-первых, цифровых снимков намного больше. Цифровая съёмка не требует особых усилий. Во-вторых, у цифровых снимков больше эксподиапазон. Мы снимаем кадры с различными выдержками, даже если у фотоаппарата нет ручных режимов настройки выдержки и диафрагмы. Ну, и, в-третьих, накопители, на которых хранятся фотоснимки. Достаточно одного, всего одного нелепого движения. И вся наша фототека пойдёт прахом. Есть, к сожалению, весьма убедительные примеры.

Проблемы есть, но решаются они иначе. Во-первых, резервное копирование. Во-вторых, надёжные накопители. И, в-третьих, дисциплина копирования. Всё вполне понятно, надо лишь правильно выполнять. Остаётся лишь сказать, что цифровой фотографии недоступна та обязательность, которая была необходима в аналоговой фотографии. В цифре можно снимать и снимать — не полагаясь на своё восприятие. Что-то все равно получится. Не получится лишь той чудесной картины, что рисовалась нам в нашем воображении…

Впрочем, эта чудесная картина рисовалась вне технологий. Какая разница — цифра или обычная фотография? Они здесь ни при чем. Мы хотели получить необыкновенные картины, применяя проверенные технологии. Мы и сегодня можем хотеть того же самого, применяя цифровые технологии. Дело не в этом. Просто нужно уяснить, что одного без другого не бывает.

А что касается самих технологий, то всё это мелочи — по сравнению с главными целями.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru