(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Колесо

Рубрика: (Как рождались технологии) | Автор: moderator | Дата: 07-02-2014

Метки: , , , ,

Как вы думаете – сколько лет колесу? В отличие от других великих открытий человечества, возраст колеса известен более-менее точно. Хотя, что значит – известен? Мы знаем лишь приблизительный возраст новейших археологических находок. А это вовсе не означает, что спустя некоторое время мы не обнаружим другую находку, которая окажется еще старше.

И, тем не менее, возраст самого старого в истории  человечества колеса известен. Самое древнее колесо в истории человечества найдено недавно в Словении. Этому колесу от 5350 до 5100 лет. Оно не менее чем на сто лет старше древнейших колес, найденных в Германии и в Швейцарии. Словенское колесо изготовлено из древесины ясеня и дуба. Его радиус составляет 70 сантиметров (не такое уж маленькое оказалось колесико!), а ширина 10 сантиметров.

Ранее считалось, что колесо было изобретено в Древнем Востоке около 4 тысяч лет назад. Так что благодаря последним археологическим находкам колесо «слегка возмужало».

Если говорить серьезно, то история изобретения колеса дает ответ на многие загадки. Во всяком случае, мы теперь знаем, почему некоторые народы, например, американские индейцы, не использовали колеса. Да потому что заселение американских континентов произошло задолго до изобретения колеса. Берингов пролив (когда он был еще не проливом, а сухопутным перешейком) древнейшие предки индейских племен преодолели около двадцати тысяч лет назад. Находясь в изоляции, они развивались автономно и до изобретения колеса попросту не дошли. Как не дошли, скажем, до приручения лошади (и не могли дойти, поскольку дикая лошадь на территории Америки вымерла более пяти тысяч лет назад). Зато домашнюю собаку использовали, поскольку вывезли это древнейшее знание с территории своей прародины – Старого Света.

И все же удивительно, что такая элементарная вещь, как колесо, была известна не всему человечеству, а лишь его относительно небольшой части.

Впрочем, изобретение колеса не покажется таким простым, если попробовать отыскать в природе его прототип. У любого древнего инструмента есть природные аналоги – у палки-копалки, у каменного топора, у ножа. К примеру, игла – это острая кость рыбы. Копье – бамбуковый ствол. Лук – гибкая ветвь кустарника.

У колеса же природного аналога нет. Даже применение поваленных деревьев в качестве роликов для перемещения огромных каменных глыб, которые индейцы использовали для строительства своих грандиозных пирамид, не навело их на мысль изготовить из тех же стволов колесо.

Первое колесо, что доказывает находка в Словении (косвенно, поскольку словенское колесо оказалось составным из разных пород древесины), было срезом деревянного бревна. Просверлив в центре деревянного круга отверстие и приладив ось, древние люди и получили колесо.

Среди древних находок попадаются колеса, изготовленные из различных материалов. Чаще всего – из дерева, камня и глины. Деревянные колеса использовались в транспортных средствах – ручных тачках и гужевых повозках. Каменные колеса применялись в качестве жерновов для измельчения зерна в муку. Глиняные колеса дошли до наших времен в виде разного рода статуэток, игрушек, украшений. Благодаря глиняным фигуркам мы можем представить себе, как выглядели древние повозки и колесницы.

Изобретение колеса открыло дорогу производственным технологиям. Одна из древнейших технологий – земледелие. В засушливых районах Древнего Египта оно немыслимо без ирригации – технологии искусственного орошения почвы. Чтобы посевы не высохли, по всей долине реки Нил были устроены водоподъемники – большие колеса с прикрепленными к ним емкостями для воды.

В отличие от египтян и народов Древней Азии, населяющие Америку майя ирригации не знали. Они занимались подсечно-огневым земледелием и попросту бросали свои поселения, когда почва вокруг городов истощалась. Возможно, это и стало причиной исчезновения некоторых древних индейских цивилизаций еще до открытия Америки Колумбом.

Полученный урожай зерновых надо было переработать в пищевые продукты. То есть смолоть зерно в муку, из которой затем выпечь хлеб. Зерно перемалывалось между каменными колесами-жерновами. Примитивные мельницы приводились в действие силами рабов или тягловых животных. Но позже появились водяные мельницы, в которых жернова приводились в действие силой потока воды.

Другая древняя технология – производство глиняной посуды. Чтобы из сырой заготовки получить симметричный кувшин, глиняный ком устанавливали на плоскость каменного круга. Круг (колесо) вращали, руками формируя из глиняного сырья кувшин или чашу.

Долина Нила и других великих рек постепенно заселялась людьми. Развивалось производство, возникла торговля. Чтобы эффективно торговать, городам был необходим транспорт. Так возникла еще одна технология – транспортная. Запряженные волами или лошадьми колесные повозки позволяли перевозить товары на большие расстояния, связывая тем самым древние города.

Не обошлись без применения колеса и военные технологии. Боевая колесница стала мощным и грозным наступательным оружием. Тяжелые метательные машины – катапульты и баллисты, установленные на колесное основание, позволили войскам штурмовать неприятельские крепости.

Особое место колесо занимает в строительстве и морском деле. Применение колесных блоков позволило поднимать на большую высоту тяжелые строительные элементы. Первые подъемные машины представляли собой систему из веревок, перекинутых через колесные блоки. Чтобы поднять груз на определенную высоту при помощи веревки, переброшенной через блок, приходилось вдвое больше перехватывать саму веревку, но при этом усилие, прилагаемое к веревке, было тоже вдвое меньше. Элементарный физический закон, обуславливающий свойства блока, древним был еще неизвестен, но применению этого приспособления это не препятствовало.

Такими же блоками снабжались паруса кораблей, на которых мореплаватели далекого прошлого открывали неведомые земли. Сочетание канатов – вант, и блоков (не только, кстати, колесных, но и в виде дощечек с прорезями, усиливающих трение веревок о блок и препятствующих самопроизвольному развертыванию паруса) позволило усложнить оснащение кораблей. На смену прямым парусам, действующим только при попутном ветре, пришли косые паруса (они еще называются латинскими), действующим при боковом и даже при встречном ветре.

Колесные блоки способствовали развитию мореходных качеств кораблей. Благодаря блокам матросы могли управляться с парусами большей площади, следовательно, появился смысл строить корабли больших размеров, способных выдержать длительное плавание в неспокойном море.

История изобретения и применения колеса дает ответ и на такой неожиданный вопрос – почему Америку открыли именно европейцы, а не наоборот? Почему американские индейцы не стали первооткрывателями  Европы? Наверное, потому, что уровень их технологий, в которых не было места одной из основополагающих составляющих – колесу, не позволил им достичь соответствующего уровня развития цивилизации.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru