(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Кассетный видеомагнитофон VHS

Рубрика: (Как рождались технологии) | Автор: moderator | Дата: 22-11-2013

Метки: , , , ,

У бытовых видеомагнитофонов достаточно протяжённая и драматичная история. Появившись в начале шестидесятых годов прошлого века, они долгое время выпускались небольшими партиями — главным образом из-за своей высокой стоимости. В результате к концу семидесятых годов сложились три конкурирующие системы видеозаписи, каждая из которых претендовала на кошельки массового потребителя. Все они были построены по единому принципу — запись электрического сигнала, содержащего видео и звуковую информацию, велась на широкую магнитную ленту вращающимися головками, установленными под углом к поверхности ленты (в отличие от профессиональной системы Ampex, где применялась поперечная запись). Магнитные дорожки располагались на рабочей поверхности магнитной ленты наклонно короткими чередующимися отрезками. По краю ленты располагалась сервисная дорожка, на которую записывалась вспомогательная информация, облегчающая синхронизацию вращения наклонно установленных видеоголовок и магнитных дорожек ленты.

Основная проблема состояла в том, что видеосигнал имеет огромную информационную ёмкость. Ширина высококачественного звукового сигнала, как мы знаем, составляет 20 килогерц (точнее, от 20 до 20000 Гц). С некоторым упрощением, например, в кассетных магнитофонах, можно обойтись и сигналом меньшего диапазона, скажем, в 18, 16 и даже 14 килогерц, сохранив при этом качество звучания на комфортном для прослушивания уровне. Но телевизионный сигнал имеет ширину в 6 мегагерц – в 30 раз больше, чем самый высококачественный аудиосигнал. Чтобы записать такой объём информации без искажений надо либо увеличивать скорость транспортировки ленты мимо записывающей/воспроизводящей магнитных головок, либо каким-то образом уплотнять информационный поток. Так возникла идея записывать видеосигнал короткими наклонными отрезками, увеличив длину рабочей поверхности магнитной ленты и снизив линейную скорость перемещения ленты мимо головок. (Мы несколько упростили описание, потому что уже знаем – идея поперечной записи пришла в голову сотруднику компании Ampex Чарльзу Гинзбургу, а наклонная запись, по сути, всего лишь развитие идеи американского инженера).

Одним из перспективных (как казалось в семидесятые годы) стандартов был U-matic, который был разработан в 1971 году и подразумевал использование кассет с магнитной лентой. Любопытно, что «ленточные» видеомагнитофоны (с открытыми бобинами, но были и кассетные) собственного стандарта в небольших количествах выпускались в СССР и даже не входили в число товаров повышенного спроса (поскольку не обеспечивали приемлемого качества видеозаписи и были слишком дороги – стоили, как хороший автомобиль).

Другим стандартом, едва ни ставшим самым популярным в области домашнего видео, был Betamax, разработанный корпорацией Sony. Аппаратура этого формата обеспечивала отличное качество картинки, но была слишком дорога, чтобы стать массовым товаром. В отличие от бытовых  видеомагнитофонов стандарта U-matic аппаратура формата Betamax не канула в небытие. Камкордеры (видеокамеры) и магнитофоны этого стандарта широко применялись на телевидении и только недавно были вытеснены цифровыми видеокамерами. Кстати, визуально камкордер Betamax легко отличить от прочих именно по размерам самих устройств и кассет – они заметно больше, чем привычные нам VHS.

Стандарт VHS – Video Home System – был предложен японской компанией JVC. Аппаратура этого формата по всем статьям проигрывала технике Betamax, хотя здесь использовались схожие по устройству кассеты с такой же магнитной лентой шириной 12,65 мм. Замечательной идеей разработчиков была мысль не стараться достичь телевизионного качества записанного сигнала, а приспособить к бытовой видеоаппаратуре сами стандарты качества. В отличие от стандартного видеосигнала ширина сигнала видеозаписи VHS уменьшена втрое – до 2 мегагерц. Соответственно информационная ёмкость видеосигнала втрое меньше – воспроизводимая картинка имеет всего 220 строк. Вроде бы непростительное, совершенно неприемлемое для потребителя снижение качества. Кому такая аппаратура нужна? Оказалось – всем.

Возникновение и бурное развитие стандарта VHS убедительно демонстрирует значение разумного компромисса. В конце семидесятых годов прошлого века, когда, собственно, и разрабатывался стандарт VHS, массовое телевидение ещё не вошло в эпоху повсеместного распространения кабельных сетей. Сигнал передавался по радиоволнам и неизбежно подвергался многочисленным искажениям. То есть принимаемая при помощи телеантенны картинка не могла быть тем эталоном, который бы не позволил потребителю разглядеть несовершенство бытовой видеозаписи. Видеофильмы VHS по техническому качеству изображения были немногим хуже обычной телевизионной трансляции. Да и не требовал никто от бытового магнитофона кристального изображения – достаточно было самой возможности просмотра кино дома.

Надо сказать, что с начала восьмидесятых годов, когда кассетные видеомагнитофоны стали выпускаться в огромном количестве, технология бытовой видеозаписи не стояла на месте. Ведущие мировые компании разработали и выпустили на рынок несколько разновидностей кассетного видеомагнитофона. Прежде всего, это упрощенные модели, которые продавались по сниженным ценам – видеопроигрыватели без тракта видеозаписи и, соответственно, без встроенного тюнера, и видеомагнитофоны с трактом записи, но тоже без тюнера (так называемые «пишущие плееры»). Это сделало видеоаппаратуру доступной большему количеству потенциальных потребителей. Затем были предприняты шаги по улучшению качества видеозаписи. Появился стандарт S-VHS (то есть Super VHS), в котором была увеличена ширина записываемого видеосигнала и за счет этого расширено количество строк (с 220 до 400), введён звуковой стереотракт, реализованы режимы длительной и сверхдлительной видеозаписи (за счет снижения скорости протяжки ленты мимо вращающегося блока видеоголовок и ценой существенного снижения качества записи). До начала эпохи DVD стандарт S-VHS не уступал по популярности обычному VHS, а подавляющее большинство готовых видеозаписей продавалось именно в этом формате. Аппаратура VHS и S-VHS по формату записей совместима, видеофильмы S-VHS можно смотреть на видеомагнитофонах VHS с соответствующей потерей качества, разумеется. Затем появилась компактная модификация VHS для применения в бытовых видеокамерах VHS-C (то есть Compact), эта аппаратура выпускалась до недавнего времени и тоже была вытеснена цифровыми камкордерами.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru