(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Расцвет и закат сверхзвуковой пассажирской авиации

Рубрика: (Как рождались технологии) | Автор: moderator | Дата: 13-11-2013

Метки: , , , ,

Эпоха сверхзвуковой пассажирской авиации началась 28 ноября 1962 года, когда Великобритания и Франция подписали договор о совместной работе над созданием скоростного авиалайнера. У европейских авиастроителей было несколько задач. Первая – сократить время дальних перелётов за счёт увеличения скорости полёта, и тем самым сделать пассажирские авиаперевозки более привлекательными. Сверхзвуковая скорость позволяет сократить время перелёта через Атлантику или Тихий океан (из Европы в Америку или Австралию) более чем на треть. Вместо восьми часов трансатлантический перелёт занимал бы около шести или даже четырёх часов. Вторая задача – закрепиться на рынке пассажирских авиалайнеров, который почти целиком был занят американскими компаниями (особенно европейцев беспокоил «Боинг», который всё чаще закупался авиакомпаниями в качестве основного пассажирского самолёта для дальних рейсов). Наконец, сверхзвуковая авиация представлялась естественным путём развития пассажирской авиации вообще. Рост скорости, рост дальности – всё это должно было и упростить, и удешевить эксплуатацию самолётов, и увеличить количество рейсов.

Но сбылось далеко не все ожидания. Да, полёты стали занимать меньше времени, но затраты на разработку и строительство сверхзвуковых самолётов так и не окупились, а эксплуатация «Конкордов», мы говорим, прежде всего, об этих самолётах, приносила слишком мало прибыли компаниям-владельцам.

Но вернёмся к истории. Одновременно с европейским консорциумом за разработку сверхзвукового лайнера взялись американские и советские конструкторы. Результаты этого соревнования были весьма различны. Европейцы, в конце концов, преуспели, причём, советский лайнер «Ту-144» на два месяца  опередил появление первого «Конкорда». А вот у американцев так ничего и не получилось. Проект «USA Supersonic» компании «Боинг», на который было затрачено 400 миллионов долларов, дошёл до стадии создания деревянной модели и в 1971 году был закрыт, как бесперспективный. Забегая вперёд, заметим, что во многом специалисты «Боинга» оказались правы.

В СССР создание сверхзвукового лайнера началось на год позже европейцев. Над проектом работало КБ Андрея Николаевича Туполева (годы жизни 1888-1972). Главным конструктором самолёта стал сын Андрея Николаевича Алексей Андреевич Туполев. Испытания опытных моделей в аэродинамической трубе позволили выбрать оптимальную форму крыльев и фюзеляжа самолёта. При этом французские и английские конструкторы пришли к тем же самым формам, что и советские специалисты. Но поскольку «Конкорд» считался более совершенным творением, о «Ту-144» всегда говорили, как об аналоге европейского лайнера, намекая на копирование его советскими конструкторами. Была ли здесь доля истины, сегодня сказать трудно. Однако факт остаётся фактом, первым в воздух поднялся «Ту-144». Это произошло 31 декабря 1968 года, спустя пять лет после начала проекта. Европейский «Конкорд» совершил свой первый полёт лишь в начале 1969 года.

Дело шло к коммерческому использованию нового советского самолёта на внутренних и международных линиях. Но 3 июня 1973 года произошла катастрофа, унесшая жизнь экипажа самолёта и подорвавшая репутацию сверхзвукового лайнера. Трагические события разворачивались на международном авиасалоне в парижском предместье Ле-Бурже. «Ту-144» совершал демонстрационный полёт. Истинные причины катастрофы установлены так и не были, но наиболее вероятной версией (по мнению специалистов) является та, в которой виновником стал пилот французского истребителя «Мираж», совершавшего сопровождение «Ту-144». В определённый момент истребитель пересёк курс лайнера и командир советского самолёта, пытаясь избежать столкновения, ввёл огромный самолёт в пике, из которого «Ту-144» уже не вышел. Лайнер рухнул на окраину селения Гусенвиль и взорвался. Погибли восемь членов экипажа и девять жителей Гусенвиля. Ещё 60 человек получили ранения.

Путь на международные линии нашему самолёту был закрыт, не сложилось и с внутренними рейсами. Но причиной была не только катастрофа 1973 года, но и некоторые особенности эксплуатации самолёте. Дело в том, что сверхзвуковой самолёт, преодолевающий звуковой барьер, издаёт весьма ощутимый хлопок. Но самолёт, который мог приземляться не на любом аэродроме, летал из Москвы в города Средней Азии (в частности, в Алма-Ату). И момент преодоления звукового барьера приходился на густонаселённые районы. Использовать самолёт на дозвуковых скоростях было экономически не выгодно. Точку в истории самолёта поставила вторая катастрофа, во время которой самолёт удалось посадить, но двое членов экипажа погибли в ходе эвакуации с лайнера. «Ту-144» был выведен из коммерческой эксплуатации в 1977 году. После этого он ещё некоторое время использовался в качестве летающей лаборатории, но на пассажирских линиях уже не использовался никогда.

Детищу французской компании «Аэроспасьяль» и английской «Бритиш эйркрафт корпорейшн» — сверхзвуковому лайнеру «Конкорд» — повезло больше. Это был отличный комфортабельный самолёт, оснащённый четырьмя турбореактивными двигателями «Олимпус-593», изготовленных компании «Роллс-Ройс». Самолёт летал с крейсерской скоростью в 1300 километров в час, перевозил от 100 до 144 пассажиров (в зависимости от модификации). В начале 1969 года начались испытания новой машины. В ходе 45-го полёта лайнер преодолел звуковой барьер. А в августе 1995 года, после многолетней эксплуатации, на «Конкорде» был поставлен рекорд скорости облёта Земли. Нашу планету этот самолёт облетел за 31 час 29 минут и 49 секунд.

В 1976 году начались коммерческие полёты «Конкорда». Всего было построено двадцать самолётов, тринадцать из которых до 2000 года эксплуатировались на коммерческих авиалиниях — семь в Англии и шесть во Франции. Полёт на «Конкорде» обходился пассажирам в 3,5 тысячи долларов и оказался весьма дорогим удовольствием. По экономическим причинам авиакомпаниям пришлось свернуть все рейсы, оставив только один – ежедневный из Парижа в Нью-Йорк.

25 июля 2000 года самолёт «Конкорд» бортовой номер BTSC-3 должен был совершить чартерный рейс из Парижа в Нью-Йорк. На борту находились 113 человек, включая и членов экипажа. Этот рейс зафрахтовала немецкая туристическая фирма «Петер Дайлман» для доставки в Нью-Йорк группы граждан Германии, которых в Америке ожидал двухнедельный круиз. Так что 96 человек, поднявшихся в тот день на борт «Конкорда», были немецкими туристами.

За полчаса до взлёта командиру экипажа, опытному пилоту, налетавшему на этом самолёте более 10 тысяч часов, сообщили, что неисправна реверсная заслонка одного из двигателей. В принципе, ничего страшного не было, самолёт вполне мог совершить рейс и без этой детали. Но командир, зная, что самолёт загружен по максимуму, потребовал проведения ремонта. Аэродромные специалисты в спешке заменили заслонку. И в 16 часов 42 минуты по местному времени «Конкорд» начал взлёт. Уже разгоняя самолёт, командир получил сообщение от диспетчера, что один из двигателей объят пламенем. Но точка возврата была уже пройдена. Оставалось только взлететь и приземлиться в Ле-Бурже, находившемся всего в десятке километров. Но через две минуты объятый пламенем лайнер рухнул на гостиницу, расположенную на окраине городка Гонес в трёх километрах к юго-западу от аэропорта. В последние секунды жизни пилоты увели самолёт от центра населённого пункта, избежав гибели людей на земле. Но все, кто находился на борту «Конкорда», погибли. По чудовищному совпадению эта катастрофа произошла в нескольких километрах от Гусенвиля, где погиб советский «Ту-144»… Причиной катастрофы было признано повреждение покрышки шасси, которое и привело к повреждению топливного бака и возгоранию горючего.

Так погиб самый старый из «Конкордов», самолёт, считавшийся очень надёжным (у «Конкордов» до этой катастрофы была репутация самых надёжных самолетов в мире) и имевший по принятой у французских пилотов традиции собственное имя – «Танго Сьерра Чарли» (по буквам бортового номера). Свой первый полёт он совершил 31 января 1975 года. На этом самолёте в мае 1989 года римский папа Иоанн Павел II совершил перелёт с французского острова Реюньон в столицу Замбии город Лусаку.

Последний «Конкорд» поднялся в небо в 2003 году. На этом история этих скоростных лайнеров завершилась. Перевезя по воздуху более 3 миллионов человек, потерпев лишь одну (но какую!) катастрофу, эти самолёты не принесли большой прибыли своим владельцам. Быстрые, но не экономичные, не очень удобные по сравнению с современными «аэробусами» (в салоне «Конкорда» было несколько тесно) и дорогие для пассажиров, эти самолёты остались легендой ушедшего столетия. Придут ли им на смену другие сверхзвуковые пассажирские лайнеры? Кто знает… Разработки в этом направлении ведутся, но ни одна авиастроительная компания мира пока не объявляет о желании построить подобный самолёт. Возможно, когда-нибудь это всё же случиться.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru