(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Гусиное перо и его потомки

Рубрика: (Как рождались технологии, Человек пишущий) | Автор: moderator | Дата: 27-10-2011

Метки:

Когда человек впервые взял в руки птичье перо, обмакнул его заточенный кончик в баночку с сажевыми чернилами и нарисовал на пергаменте первый штрих, неизвестно никому. Считается, что перо было изобретено около 600 года нашей эры где-то на арабском Востоке. Однако в Помпеях археологами были найдены бронзовые перья, которые могли появиться в результате усовершенствования перьев птиц. Значит, птичьи перья научились использовать для письма гораздо раньше.

Проблема заключается в том, что птичье перо – это органика. Обнаружить ее следы в археологических раскопах практически невозможно. Существует предположение, что птичьи перья использовались в Севилье примерно с 900 года нашей эры. Но это не столь существенно. Важно другое – в течение целого тысячелетия птичье перо было основным инструментом для письма.

Мы говорим именно о гусиных перьях… Почему? Гуси были наиболее распространенной домашней птицей с прочным оперением. Использовать для письма перо, скажем, куриное невозможно. Оно имеет слишком тонкий стержень, который неудобно держать в руках. А гусиное перо – толстое, основательное и прочное.

Для письма использовали только по пять внешних маховых перьев с каждого крыла птицы. Считалось, что перья правого крыла лучше подходят для правшей, а левого – для тех, кто пишет левой рукой.

Заготавливали перья только по весне и от молодых, сильных птиц. Затем перья подвергались специальной обработке. Со стержня срезалась часть выступающей бородки, чтобы перо было удобней удерживать в руке. Затем перо обезжиривали, опуская его в кипящий раствор щелочи на четверть часа. После просушки перо помещали в нагретый до 65 градусов песок, в котором оно закаливалось и приобретало твердость. Готовое перо затачивалось перочинным ножом (отсюда и название инструмента, маленьким ножом перо «очинялось»). И пожалуйста – можно обмакивать готовый пишущий инструмент в чернильницу и писать»

Гусиное перо пользовалось огромной популярностью. С ним конкурировали перья индюшиные и вороньи. Заготовкой перьев славилась Россия, где с середины XVIII столетия гусиные перья стали экспортным товаром. Россия поставляла в Англию миллионы перьев ежегодно. При этом русское перо считалось наиболее качественным из-за особенностей нашего климата (оперение у российских домашних гусей было наиболее плотным и прочным).

Распространение птичьих перьев по всему миру оказало влияние на множество важных сфер деятельности человека. А именно – на образование, литературу, книгопечатание, бумажную промышленность. Изобретение машин для производства бумаги – заслуга, скорее, гусиного пера, нежели типографского станка.

Однако к середине XVIII столетия люди стали уставать от несовершенства главного пишущего инструмента. В чем заключались эти несовершенства?

Гусиное перо недолговечно. Его кончик приходится постоянно затачивать, а это целое искусство: неправильной заточкой перо очень легко испортить.

Отсюда еще один существенный недостаток – нестабильность штриха. Гусиное перо плохо подходило для каллиграфии, что заметно по рукописям великих поэтов и прозаиков того времени. Штрих по мере износа пера утолщался и терял форму.

Далее. Хорошее перо не такая уж дешевая штука. Поэтому перья закупали только у проверенных поставщиков, за большие деньги и целыми упаковками. Их дарили и принимали в дар. Самый известный случай подарок Пушкину от Гете – то самое перо, которым был написан «Фауст». Пушкин хранил это перо как реликвию.

Попытки усовершенствования гусиного пера предпринимались еще в Средневековье. Венецианские мастера изобрели перья со стеклянным наконечником. Чернила подавались к кончику по спиральной внешней бороздке, ею же и удерживались. Это перо большого распространения не получило из-за дороговизны и обилия клякс.

В 1748 году Йоханнес Янссен изобрел стальное перо. Его конструкция представляла собой узкую выгнутую полукругом металлическую пластинку с насечками на внутренней стороне изгиба, но без прорези. Это перо не отличалось практичностью. Чернила быстро заканчивались, а новая порция после обмакивания в чернильницу стремилась тут же скатиться на бумагу. Работать таким пером было практически невозможно.

На усовершенствование конструкции такой простой штуки, как стальное перо, понадобилось почти сто лет. Первое перо классической формы, с прорезью посередине и загнутым кончиком (позже появился и шарик из твердого металла), было выпущено немецкой компанией «Хайнце и Бланкертц» в 1848 году. С той поры век гусиного пера стремительно покатился к закату. К концу XIX столетия гусиными перьями пользовались лишь рафинированные эстеты.

Любопытно, что в том же XVIII столетии были предприняты попытки создать прообраз авторучки. Это были составные ручки на основе гусиных перьев –  комбинированные устройства из двух или трех соединяемых частей. Средняя часть – золотое или серебряное (иногда из кости или янтаря) богато украшенное основание-держатель. На основание насаживался наконечник – нижняя часть обычного гусиного пера. Его можно было менять по мере износа, подтачивая стержень пера, чтобы он плотно входил в отверстие основания. Для красоты в тыльную часть основания вставляли опахало – часть пера павлина, страуса или другой птицы с красивым оперением. Составные ручки были очень популярны у европейской аристократии. Дорогой и желанный подарок, которым даритель подчеркивал свое уважение к просвещенности того, кому дар предназначался.

Идея составного пера не пропала втуне. Вместе со стальным пером классической конструкции был изобретен и держатель к нему – традиционная перьевая ручка. Перо вставлялось в кольцевой зажим ручки. Иногда в особо дорогих, штучных инструментах для письма перо соединялось с корпусом ручки резьбовой муфточкой. Тогда же появились перья из золота. С той поры сталь и золото – основные материалы для производства перьев.

Картины на перьях от Джулии Томсон

Картины на перьях от Джулии Томсон

Перьевые неавтоматические ручки не сошли со сцены и в наши дни. Правда, используются они либо в качестве дорогих сувениров, либо для работы со специальными плакатными перьями. Традиционные перьевые ручки почитаются специалистами в области каллиграфии: авторучки для этого не годятся, поскольку жирная тушь моментально забивает капилляр.

Попытка создания автоматической ручки, которую не надо было бы обмакивать в чернильницу, была предпринята в 1827 году, еще до начала полномасштабного производства стальных перьев. Изобретатель авторучки Петраче Поенару продумал все до мелочей. Он соединил стальное перо с резервуаром для чернил. Да вот беда: чернила стекали по перу на бумагу. Регулировать подачу было попросту нечем.

В 1884 году нью-йоркский торговец канцелярскими товарами Льюис Уотерман предложил свою конструкцию авторучки – с капиллярной подачей чернил к перу. С этого-то все и началось. Перьевая ручка постепенно приобретала современные очертания.   

Почему сегодня, в век шариковых, гелевых и иных удобнейших авторучек, мы постоянно возвращаемся к перу и чернилам? Ответ очень прост. Писать шариковой ручкой – это работа. Писать пером – наслаждение.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru