(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Народный автомобиль Фердинанда Порше

Рубрика: (Истории успеха) | Автор: moderator | Дата: 07-10-2013

Метки: , , ,

Немецкого конструктора автомобилей сегодня называют «инженером ХХ века». И не напрасно. Фердинанд Порше создатель самого массового автомобиля прошлого столетия, отобравшего пальму первенства у автомобиля «Форд Т». Знаменитых немецкий «Жуков» за 40 лет выпуска было произведено более 22 миллионов экземпляров. До сих пор на дорогах разных стран колесят машинки этого семейства. А новый «Жук», в котором общего с творением Порше только внешность, популярен именно благодаря вот этому сходству с классическим «Жуком»… Но не «Жуком» единым славен Фердинанд Порше. В его запасе огромное количество великолепных автомобилей и изобретений, которые используются до сих пор.

Фердинанд Порше появился на свет 3 сентября 1975 года в городе Либерец в Богемии (нынешняя Чехия) в семье медника Антона Порше. В 15 лет Фердинанд стал помогать отцу, но его больше интересовала техника, чем чеканка по меди. В 19-летнем возрасте Порше поступает в Технический университет вольным слушателем и четыре года учится на инженера. Порше специализируется по электротехнике, и на него обращает внимание австрийский промышленник Людвиг Лохнер (годы жизни 1858-1925), выпускавший паровые локомотивы и… электромобили.

Перед молодым инженером Лохнер ставит задачу – увеличить запас хода машины и снизить её массу. Несколько лет упорного труда, и Порше блестяще решил техническую головоломку, которая не даётся конструкторам до сих пор. Он воспользовался гибридной схемой электромобиля. В его машине бензиновый мотор раскручивал генератор, а два электродвигателя приводили во вращение передние колёса (то есть первый автомобиль Порше был уже переднеприводным). Электромобиль «Лохнер-Порше» стал самым популярным экспонатом Парижской выставки 1900 года. Экспонат получил Гран-при, а Лохнер заявил одной из парижских газет о Фердинанде Порше — «он молод, но его ждет блестящая карьера, мы все еще услышим о нем».

Фердинанд Порше

В 1905 году молодой конструктор удостаивается австрийской премии за заслуги в автомобилестроении, что автоматически открывало блестящие перспективы – местное отделение компании «Даймлер» тут же предложило Порше кресло технического директора компании. С этого момента и начинается карьера Фердинанда Порше, как конструктора автомобилей. Он занимается проектом «Майя», второй маркой после «Мерседеса». Названия этих марок имеют свою историю. Даймлер дружил с австрийским дипломатом, заядлым автомобилистом и, одновременно, торговым представителем компании в Австрии Эмилем Эллинеком. Мерседес – имя старшей дочери Эллинека, именно так и был назван успешный во всех отношениях автомобиль Даймлера. Майя – имя второй дочери Эллинека. Его было решено присвоить автомобилю конструкции Порше.

«Майя» была выпущена в 1910 году. Для своего времени это был очень хороший легковой автомобиль. При мощности 4,5-литрового мотора в 28 лошадиных сил, он развивал скорость в 145 километров в час. Но закрепить успех не удалось. В 1914 году началась война, «Аустро-Даймлер» переключился на выпуск военной продукции. И Фердинанду Порше пришлось на время оставить разработку автомобилей.

В молодости Порше увлекался автоспортом. Для него автомобильный спорт, его популярность в той или иной стране были показателями технического прогресса, знаком готовности государства уделять автомобилизации особое внимание (запомним этот факт, он нам ещё пригодится). Сам Порше принимал участие в гонках 1909 и 1910 годов. В 1909 году (в год рождения сына, которого тоже назвали Фердинандом) он пришёл вторым в гонке «Пробег имени принца Генриха Прусского». В 1910 году он на модернизированном спортивном «Аустро-Даймлере» собственной конструкции в этой гонке победил. Его механиком был ни кто иной, как будущий президент Югославии Иосип Броз Тито (годы жизни 1892-1980).

В годы войны Порше занимался разработкой военной техники, разработав множество уникальных транспортных средств. Наиболее примечательным был артиллерийский тягач с прицепом для транспортировки 420-мм мортиры. Машина была построена по уже испытанной гибридной схеме. Причём электромоторы были встроены в колёса и тягача, и прицепа. Заслуги Порше были оценены по достоинству – по окончанию войны он получил докторскую степень без обязательной защиты диссертации.

В эти послевоенные годы Порше конструирует спортивные автомобили – «Даймлер-Саша», названный в честь австрийского графа Александра Коловрата, и гоночной машиной для гонщика Альфреда Нойбауэра. Эта машина позже получила имя «Тарга Флорио» — по названию гонки 1924 года, которую выиграл Нойбауэр.

1923 год жизни Порше ознаменован тем, что доктор переехал в Германию в штаб-квартиру «Даймлер» и занял пост главного инженера всей компании. На кульмане Порше рождаются великолепные машины – спортивные «Мерседесы» серий S и K. К слову – «Мерседес» модели S стал одним из главных героев романа Эриха Марии Ремарка «Три товарища». Это тот самый великолепный гоночный «Карл». А модели SS и SSK настолько хороши, что до сих пор считаются одними из лучших автомобилей «всех времён и народов».

Ещё во время работы над проектом «Майя» Фердинанд Порше задумался над идеей истинно народного, массового автомобиля, надёжного, экономичного и удобного. Но время будущего «Жука» ещё не наступило… В 1929 году произошло слияние компаний «Даймлер» и «Бенц». Человек конфликтный, не очень уживчивый, особенно не принимавший косности и неповоротливости управленцев, Порше разругался с хозяевами и покинул компанию, в которой проработал 18 лет. Тут же последовало предложение от австрийской компании «Штейр». И Порше принял его. Результатом работы стал первый прототип будущего «Жука», очень симпатичный маленький автомобиль. Но происходит то, чего Порше не мог и предположить – «Даймлер-Бенц» поглотили «Штейр». Порше увольняется и отваживается на шаг, который стал поворотным не только в судьбе выдающегося конструктора, но и для всего мирового автомобилестроения. 6 марта 1931 года свою деятельность «Конструкторское бюро Порше».

За плечами Фердинанда Порше был огромный опыт разработки автомобилей и 55 лет жизни. И Порше целиком сосредоточился на проекте народного автомобиля.

В это время к власти в Германии пришёл Гитлер. Он быстро понял, что идея народного автомобиля это отличный пропагандистский ход. Порше получает всемерную поддержку фюрера и разворачивает широкомасштабную работу над автомобилем «Фольскваген КДФ». Это название придумал сам фюрер в 1938 году. КДФ – «крафт дурх фройде», «сила через радость». В 1934 году Порше получает 20 тысяч марок и строит на эти деньги три опытных образца новой машины. В 1938 году фюрер лично выбирает один образец для запуска в серийное производство. На реализацию проекта КДФ отпускается уже 1,7 миллиона марок, но, учитывая размах, денег явно не хватает.

Сама идея была такова – новый, специально выстроенный в Вольфсбурге автомобильный завод должен был выпускать ни много, ни мало миллион автомобилей марки КДФ, стоимость каждой из которых была установлена в 990 марок. Гитлер пообещал каждой немецкой семье по автомобилю. А чтобы превратить эти обещания в конкретные машины, была объявлена национальная подписка. Граждане Германии выплачивали еженедельный взнос по 5 марок. При достижении суммы в 990 марок каждому был обещан новенький автомобиль. Таким образом было собрано 110 миллионов марок. Но народного автомобиля немцы так и не увидели. Собрав деньги, Гитлер пустил их на войну, которая списала всё, в том числе и «немецкую мечту» о личном автомобиле.

В годы войны Фердинанд Порше работал в самых разных областях, и не только над новыми автомобилями. На базе отложенного до поры (но уже полностью готового – было выпущено около 600 автомобильчиков) КДФ Порше выпустил серию лёгких транспортёров «Кюбельваген 82» («Корзинка»), командирских машин «Командоваген 87» и плавающих транспортёров «Швиммваген 166» («Лоханка»). Причём, за годы войны «Корзинок» было выпущено около 60 тысяч экземпляров. И это была очень удачная машина, производившаяся и после войны. О качествах «Кюбельваген» говорит такой факт – американцы один трофейный «Кюбель» меняли на три новеньких «Виллиса». И до сих пор эти «корытообразные» маленькие вездеходы мы можем увидеть в фильмах о войне, поскольку многие из них уцелели, да и послевоенные образцы отличались от машин военной поры не сильно.

Кроме этого Порше в сотрудничестве с другими конструкторами создал такие машины, как «Тигр» и «Пантера» (1942 год), самоходное орудие «Фердинанд» (1943 год). Если отрешиться от политической составляющей (всё же Порше работал на врага), военные машины у него получались очень неплохие. Особо стоит отметить самоходку «Фердинанд», которая применялась и нашими войсками – отремонтированные трофейные экземпляры. В конце войны Порше занимался незаконченным проектом супер-танка «Мышонок». О весе этой машины мы уже говорить не будем (слишком много разночтений), но заметим – это был самый неудачный проект Порше.

После войны Фердинанд Порше был арестован и осуждён за сотрудничество с фашистским режимом. Он получил 2 года тюрьмы и был отправлен во Францию.

Завод в Вольфсбурге, практически, готовое производство, был уничтожен бомбардировщиками американцев, в зону оккупации которых он и угодил. Руины предложили забрать (даром!) Форду-младшему, но тот отказался. Желание завладеть автозаводом выразили представители советского правительства, но для этого надо было либо немного передвинуть демаркационную линию, либо вывезти оборудование в СССР с территории американской оккупационной зоны.

К слову – Порше был в СССР в 1934 году, объездил все существовавшие на то время промышленные предприятия, имевшие хоть какое-то отношение к автомобилестроению. Заслуги Порше были хорошо известны в нашей стране. И Порше предложили стать главным автомобильным конструктором СССР (ранг министра автомобильной промышленности). Но Порше отказался. Одной из причин было полное отсутствие в СССР автомобильного спорта. Фердинанд Порше увидел то, что меньше всего стремился увидеть – правительство уделяло слишком мало внимания автомобилизации.

Был он знаком и с Генри Фордом, которого боготворил. Но, когда Порше обратился к нему за помощью в организации массового производства народного автомобиля в Германии, положительного ответа не получил. Форд вполне прозорливо распознал в Порше будущего конкурента.

22 месяца старик Порше отбывал срок заключения во Франции. В тюрьме он не сидел, а работал в компании «Рено» в ранге советника и в «Ситроён» в качестве рядового конструктора. В частности, Порше работал над проектом дешёвого автомобильчика «Ситроён». После выхода модели 2CV сходство её с «Фольксвагеном» трудно было не заметить.

После освобождения 1 августа 1947 года Порше по приговору суда ещё в течение года не мог вернуться на родину. А когда летом 1948 года он вернулся в Германию, то обнаружил, что каждая шестая машина на дорогах Западной части Германии это его «Фольксваген». Со слезами на глазах старик Порше смотрел на воплотившуюся мечту всей жизни. Завод подняли из руин англичане. И уже к концу 1948 года было выпущено 10020 экземпляров этой замечательной машинки.

С этой поры на сцену выходит другой Фердинанд Порше – младший, которого обычно называют Ферди, чтобы отличить от отца. Взяв за основу нереализованный отцовский проект 1938 года и агрегаты «Фольксвагена», Порше-младший принялся строить маленький спортивный автомобиль. Вернувшийся на родину отец активно включился в работу. Опыт старшего Порше и несомненный конструкторский талант Порше-младшего позволили создать великолепный автомобиль – купе и кабриолет (машина выпускалась сразу в двух вариантах) модели 356. Рассказывают такой случай. Летом 1948 года Ферди показал отцу первый образец 356-го. Старик обошёл машину. Сел напротив неё на стул. И затем сказал: «Машину надо вернуть в гараж, она не симметрична». Замеры показали, что правая часть кузова была шире левой на 2 см.

17 марта 1949 года новая машина была представлена на Женевском автосалоне. В 1950-м году началось мелкосерийное производство с ручной сборкой. А к 75-летию патриарха и основателя немецкой конструкторской школы ему была преподнесён купе модели 356. На облицовке радиатора красовалась надпись «Порше». Это был первый автомобиль, получивший это имя.

Фердинанда Порше не стало 30 января 1950 года. Его дело продолжил сын – Фердинанд Порше-младший. Модель 356 выпускалась 15 лет. А в 1964 году её сменила легендарная машина «Порше 911 Каррера», которая (в многократно модернизированном варианте) выпускается до сих пор и по праву считается одним из лучших «супер-каров» мира.

На этом бы и закончить рассказ о великом конструкторе. Но… как обойти вниманием его любимое детище – тот самый «Фольксваген»?

Машинка была, действительно, необычной. Цельнометаллический несущий кузов (в 30-е годы редкость, рама считалась надёжней и крепче). Заднее расположение двигателя. Торсионная подвеска колёс, изобретённая самим Порше (листовые рессоры работают здесь на скручивание). Двигатель воздушного охлаждения, четырёхтактный четырёхцилиндровый оппозитный, типа «боксер», сблокированный со сцеплением и коробкой передач. «Боксер» означает то, что цилиндры мотора располагаются горизонтально, друг напротив друга, попарно (как боксёры на ринге). Каплеобразная форма двухдверного четырёхместного кузова. Чтобы забраться на заднее сидение, спинки передних приходилось откидывать вперёд. Багажник впереди. В первых вариантах не было отопителя салона, но потом, после войны, появилась автономная бензиновая «печка», причём, весьма эффективная. И получилась простая, очень надёжная машина.

Название «Жук» было придумано ещё в сороковые годы каким-то американским журналистом. С его лёгкого пера оно за этой машиной и закрепилось. «Жук» выпускался во множестве модификации и претерпел очень много модернизаций. Появились большие фары в передних крыльях, закрытые овальными стёклами. Переднее стекло стало изогнутым, панорамным (у ранних машин переднее стекло было плоским). Увеличились объём и мощность двигателя. А на базе «Жука» выпускались микроавтобусы, пикапы и фургоны.

Удивительно, но «Жук» был популярен и на американском рынке, избалованном огромными прожорливыми «дредноутами». Его приобретали в качестве второй машины, но часто разъезжали именно на нём – из-за малых размеров и умеренного потребления бензина.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru