(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

История великих изобретений — мотоциклы

Рубрика: (Как рождались технологии) | Автор: moderator | Дата: 02-08-2013

Метки: , , ,

Один из первых мотоциклов с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1885 году немецким конструктором Готлибом Даймлером. Эту машину Даймлер не рассматривал, как новое транспортное средство. Ему нужно было выяснить, насколько двигатель внутреннего сгорания, который изобретатель испытывал, пригоден для оснащения им самодвижущегося экипажа. Поэтому и конструкция первого мотоцикла выглядела весьма странной. Рама и колёса были деревянными. При этом колёса были оббиты железными полосами, выполнявшими функцию шин, а кроме двух основных колёс по бокам машины были пристроены два маленьких. Причина появления этих колёс была элементарно проста – Даймлер не умел ездить на велосипеде, и боковые колёса удерживали машину в вертикальном положении.

Готлиб Даймлер

Одноцилиндровый двигатель мощностью в половину лошадиной силы располагался в нижней части рамы прямо под дугообразным кожаным седлом. Двигатель имел калильное зажигание – перед запуском мотора Даймлер раскалял трубку паяльной лампой, затем раскручивал коленчатый вал рукояткой. В дальнейшем зажигание топливовоздушной смеси в цилиндре происходило за счёт остаточного нагрева этой трубки. В качестве топлива применялся бензин или керосин. Мотоцикл весил около 70 килограммов, развивал скорость до 12 километров в час и своим видом приводил прохожих в немалое изумление. Крутящий момент от двигателя передавался двумя кожаными ремнями, натяжение которых приходилось регулировать перед каждой поездкой. Для остановки натяжение ремней ослаблялось (они проскальзывали на шкивах), а к ободу заднего колеса прижималась деревянная тормозная колодка.

В 1894 году два немца Гильдебранд и Вольфмюллер наладили выпуск двухколёсных машин – велосипедов с небольшими двигателями. За четыре года предприятие едва ни разорилось, и в 1898 году производство было прекращено. Но в другой стране, во Франции, в те же годы продавался велосипед с мотором конструкции братьев Вернеров. Машина пользовалась спросом, и предприятие, её выпускавшее, держалось на плаву. К слову, первые же конструктивные находки в области строительства мотоциклов используются по сей день. Ременная передача в 1980 года заменила приводную цепь на мощных американских мотоциклах «Харлей-Дэвидсон». А схема Вернеров, когда мотор установлен на передней вилке и приводит во вращение переднее колесо, использовалась в конструкции мотовелосипедов во все времена. В 1898 году свой мотоцикл построили чехи Лаурин и Клемент. В их конструкции уже можно рассмотреть черты современного мотоцикла. Двигатель переместился в центр рамы, было применено электрическое зажигание от магнето, а крутящий момент передавался на заднее колесо широким ремнём.

Не осталась в стороне от увлечения мотоциклами и Америка. В 1901 году два приятеля из Милуоки Билл Харли и Артур Вальтер Дэвидсон сконструировали первый мотоцикл. Это была машина под названием «Индиана», оснащённая одноцилиндровым бензиновым двигателем. В 1903 году, который считается датой рождения марки «Харлей-Дэвидсон», были построены ещё три машины – «Митчелл», «Меркель» и «Джейл». Эти мотоциклы уже предназначались для продажи. В том же 1903 году в Чикаго один из этих мотоциклов и был продан. В 1905 году крошечная фирма, располагавшаяся, к слову, в сарае, построенном отцом Дэвидсона, выпустила уже 5 машин. Любопытно, что основатели великой в будущем мотоциклетной компании располагали к тому времени производственным помещением площадью 8,5 на 24,4 метра и штатом из шести наёмных работников. Тем не менее, в 1907 году их мотоциклы стала закупать полиция (и продолжает это делать до сих пор). Стражи порядка по достоинству оценили устойчивость машин, удобную посадку и широкий руль. 17 сентября 1907 года штат компании увеличился до 18 человек, были увеличены производственные площади, а сама компания, превратившаяся в акционерное общество, получила имя «Харлей-Дэвидсон Мотор Компани». Выпуск машин в 1908 году был доведён до 154 штук. В 1909 году Билл Харли спроектировал первый 1000-кубовый мотоциклетный «твин» — двухцилиндровый V-образный мотор с характерным для «Харлей-Дэвидсонов» расположением цилиндров один за другим под углом в 45 градусов. Мощность двигателя составила всего 7 лошадиных сил, но… это был уже тот самый «Харлей». В том же году к предпринимателям присоединился Вильям Дэвидсон, а штат наёмных работников увеличился до 20 человек. В 1910 году на свет появилась фирменная эмблема – «планка и щит». Эта эмблема украшает американские мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» и сегодня. Остаётся добавить, что на полях сражений Первой мировой войны мотоциклы применялись достаточно широко. Их на европейские фронты было поставлено около 20 тысяч экземпляров. И значительная часть мотоциклов носила марку «Харлей-Дэвидсон»…

История мотоцикла знает и взлёты, и головокружительные спады. Наибольшую популярность мотоциклы приобретали в послевоенные годы, когда массовый среднестатистический потребитель не мог позволить себе купить автомобиль.

Мотоцикл был популярен и в проигравшей Первую Мировую войну Германии. Выпущенный в 1922 году компанией «Расмуссен АГ» очень простой и надёжный мотоцикл «ДКВ 140» пользовался огромной популярностью. Эта машина была выпущена на волне успеха одноимённой модели велосипеда. Мотоцикл отличался небольшим весом – всего 46 килограммов, экономичностью – на 100 километров он расходовал 2 литра бензина, отличными ходовыми качествами – машина развивала скорость в 65 километров в час. Мотоцикл получил кик-стартер, ножной рычаг, которым запускался мотор. Мотоцикл был одноместным, но с багажником для небольшого груза. «ДКВ 140», по сути, стал каноном лёгкого мотоцикла, который гораздо позже развился в мокик – легкий мотоцикл, отличавшийся от мопеда отсутствием велосипедных педалей.

Между прочим, под маркой «ДКВ» («дас кляйне вундер» – «маленький гений», так иногда переводили эту аббревиатуру) выпускались и небольшие переднеприводные автомобили с двухтактными моторами. Эти машины пережили Вторую Мировую войну и использовались в Москве в качестве такси. А в послевоенные годы на базе «ДКВ» был разработан самый массовый в социалистической Германии пластмассовый автомобильчик «Трабант» (Спутник), который многое перенял у своих предшественников, в частности, передний привод и двухтактный двухцилиндровый мотор.

Тяжёлые мотоциклы развивал другой немецкий производитель – БМВ. Эта компания производила авиационные двигатели, а в 1923 году выпустила первый мотоцикл R42, на многие годы (и до нашего времени) определивший характерные черты двухколёсной машины этой марки. Оппозитный двухцилиндровый четырехтактный двигатель (то есть цилиндры располагаются горизонтально друг напротив друга и поперёк рамы), нижнеклапанный газораспределительный механизм (в современных моделях верхнеклапанный), карданная передача крутящего момента на заднее колесо. Выносливые машины, к которым можно было присоединить боковой прицеп-коляску, получили широкое распространение в армии. Их копировали многие страны, в том числе и СССР. Наиболее удачные и популярные модели отечественных тяжёлых мотоциклов – М72 и К750, модернизированные копии немецких БМВ. Другой популярной и очень удачной машиной был средний мотоцикл «Иж-49», тоже сконструированный по следам немецких двухколёсных машин. Характерной особенностью всех ранних мотоциклов (их тоже относят к классике – мотоциклетной) было то, что передачи переключались рукояткой, а не педалью, а барабанный тормоз был только на заднем колесе. Первые гидравлические тормоза появились на американских мотоциклах «Харлей-Дэвидсон».

В наши дни мотоциклы сохранили своё значение как массовое транспортное средство в странах с тёплым климатом. Они популярны в Юго-Восточной Азии и в Европе. На скутерах, легких мотоциклах с двигателями рабочим объёмом от 50 до 450 кубических сантиметров, в европейских и азиатских странах разъезжают все – и молодёжь, и люди пожилые, и бизнесмены, и домохозяйки.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru