(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Выше головы

Рубрика: (Я среди людей и люди вокруг меня) | Автор: moderator | Дата: 25-04-2013

Метки: , , ,

Здоровая амбициозность — одно из главных условий достижения успеха в любом деле. Я говорю о стремлении стать лучшим, опередить всех, кто движется в том же направлении. Заработать имя, репутацию, добиться славы и всевозможных почестей.

Почему речь идёт о здоровой амбициозности? Разве бывает и нездоровая? Бывает — когда человек не способен трезво оценить свои возможности. Когда ставит перед собой невыполнимую задачу. И когда требует от общества больше, чем заслуживает.

Амбиции — опасная штука. Но без них, действительно, трудно обойтись. Если у человека отсутствуют амбиции, мы получаем феномен Гайто Газданова — когда неприметный парижский таксист «внезапно» превращается в замечательного писателя.

Впрочем, у Газданова как раз всё было в порядке. Он много лет работал таксистом, бедствовал, даже голодал. Но в 1947 году (Газданову в ту пору исполнилось 44 года), после выхода в свет романа «Призрак Александра Вольфа», он стал зарабатывать литературным трудом. И двумя годами позже, опубликовав роман «Возвращение Будды», Гайто Иванович Газданов стал именитым писателем русского зарубежья.

Помимо судьбы автора романа «Вечер у Клэр», есть множество примеров талантливых людей, так и проживших жизнь в безвестности. Этих примеров больше, чем может показаться. Мы просто не знаем о людях, которые не смогли пробиться на литературный (к примеру) Олимп. Они всю жизнь работали в стол, очень редко публиковались и ушли из жизни в полной безвестности.

Почему так происходит? Ясно же, что литературно, музыкально, художественно одарённых людей огромное количество. Почему к славе пробиваются единицы? Ответ очевиден — потому что слава далеко не всем нужна. Большинству талантов хватает самой работы, самого факта служения любимому делу.

Примерно то же самое происходит и в других областях человеческой деятельности. Один талантливый человек стремится занять высокое положение в обществе. Он защищает диссертацию, занимается преподавательской деятельностью, выступает с инновационными проектами. И, в конечном итоге, своей цели добивается. А его коллега, другой не менее одарённый инженер или учёный, просто занят наукой или производством. Ему совсем не хочется заседать в президиумах или руководить большим предприятием. Он не испытывает к почестям особого интереса, поскольку это не имеет отношения к делу его жизни.

Кто из них прав — первый или второй? Всё зависит от того, что мы считаем успехом. Деньги? Всеобщее признание? Или — само дело? Написанные книги, музыкальные произведения, картины?

Но, с другой стороны, какая польза от неопубликованных книг? И какой же это успех — не исполненная оркестром симфония, которую никто не услышит? Или — картина, так и провисевшая всю жизнь в мастерской художника?

Здесь не все просто. Достаточно сравнить судьбы двух русских писателей советского периода — Константина Александровича Федина и Александра Исаевича Солженицына. Федин — Герой Социалистического Труда, первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР, лауреат Сталинской премии первой степени. Солженицын — опальный писатель, диссидент, лауреат Нобелевской премии по литературе. Федин принимал активное участие в травле Бориса Пастернака, а потом — Солженицына и Сахарова. Солженицын же до вынужденной эмиграции был вынужден противостоять репрессивной государственной машине, чтобы сохранить свободу и саму жизнь.

Кто из них более успешен? Обласканный властями Федин, при жизни получивший всё, что мог получить признанный классик советской литературы? Или Нобелевский лауреат, который до изгнания из страны жил на чужой даче (у Растроповича и Вишневской) на один рубль в сутки?

К этим вопросам можно подойти с другой стороны. Вы помните, что написал Константин Федин? Ну, хоть что-то, хоть один роман (из доброго десятка)? Или — повесть? Или хотя бы рассказ? А мы говорим о классике.

Сравните с Солженицыным. Здесь и вспоминать не придётся, верно? Книги Александра Исаевича на слуху… Похоронены эти два писателя, к слову, на одном кладбище — на Новодевичьем.

Так какова же роль амбиций в нашей жизни? И может ли добиться успеха человек не амбициозный, не стремящийся к славе и почестям?

Я полагаю, что это вопрос правильно сформулированной глобальной цели. Чего я хочу добиться? Высокой зарплаты, получения престижной премии, достатка? Или — написать книгу, которая будет востребована людьми (построить дом, совершить научное открытие и так далее)? Это разные задачи, верно?

Успех — в общепринятом понимании — без амбициозности невозможен. Особенно в тех профессиях, которые подразумевают определённую степень публичности. Кто такой — безвестный актёр? Неудачник. А — режиссер? Или — журналист? Или — писатель? Эти профессии невозможны без публичности, хотя, журналист и писатель могут подписывать свои работы псевдонимами и не показываться на глаза читающей публики. Такое тоже бывает (пример из современной жизни — писатель Виктор Олегович Пелевин).

Но у амбиций есть и другая сторона. Стремление написать «великую книгу» — разве не пример амбициозности? Может, даже чрезмерной, поскольку великим произведение в праве назвать только читатель.

А — желание стать большим учёным? Или сказать новое слово в той области деятельности, которую мы выбрали? Признание и обеспеченность дело, конечно, десятое. Но как двигаться вперёд, не ставя перед собой амбициозной цели — достичь определённой высоты в своей профессии? Хотя, цель эта может быть высотой только для нас самих. Это неважно. Главное — чтобы не возникло ощущения напрасно потраченных сил. И чтобы мы сами понимали значимость будущих свершений, к которым мы стремимся.

Время от времени я вижу очень талантливых людей, лишённых даже намёка на амбиции. Они оставляют странное впечатление — как люди «не от мира сего». С одной стороны — они, безусловно, щедро одарены. Об этом говорят их работы. С другой — в повседневной жизни эти люди занимаются какой-то ерундой. Чрезвычайно интересный скульптор, к примеру, занимается сантехникой. Дело очень важное. Но он не сантехник, он — скульптор. Художник, который реализует свой талант в ничтожных масштабах.

Как относиться к этим людям? Помочь-то им невозможно. Они даже не понимают, о чём идет речь — когда я пытаюсь заговорить с ними об их предназначении. Ответ один — «какой из меня художник»? И переубедить человека невозможно. Он сам не верит в свой талант.

Вот в этом, надо полагать, и заключается секрет феномена. Эти люди не верят в свои силы. Они плывут по течению. Их основная профессия превращается в хобби, а зарабатывают они другим. И в этом другом тоже добиваются определённых высот — потому что одарённый человек талантлив во всём.

Чем им помочь? Я не знаю. Наверное, надо чаще восхищаться их работами. Говорить — старик, ты настолько же талантлив, насколько по-житейски глуп. Ну, не инженер ты ни разу. Ты — писатель.

Только вот думаю, что они, начисто лишённые амбициозности, на самом деле… мудры.




Комментарии:

Один комментарий к “Выше головы”


  1. У меня такое ощущение, что этот текст написал немолодой человек в поисках смысла жизни. Вроде как и жить уже недолго осталось, а для чего жил и живёшь, не понятно. Ну или, не так понятно, чтобы сомнений не было. Вроде уговорил себя, что смысл жизни в том и другом. Но не надолго.

    Для меня «достичь успеха» означает как понять, так и исполнить замысел Творца в отношении себя. При этом вполне можно быть великим скульптором на должности сантехника. Не важно это само по себе — ваять скульптуры, рисовать картины, писать книги и всё такое. «Суета сует» всё это.

Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru