(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

После книги

Рубрика: (Умные вещи в офисе и дома) | Автор: moderator | Дата: 08-02-2013

Метки: , , ,

Что же всё-таки будет с книгами в ближайшие лет десять-двадцать? Выживут ли традиционные технологии книгопечатания? И что будет с бумажными газетами и журналами? Неужели они полностью станут электронными и перейдут в Интернет?

На последний вопрос ответить проще, потому что газеты и журналы уже в Интернете. Ещё не полностью, но уже значительной своей частью. Тиражи бумажного варианта некоторых популярных изданий снизились до ничтожных цифр. А самые смелые (или самые отчаявшиеся?) издания полностью перешли на электронное распространение.

Как смена формы представления материала и его распространения повлияли на качество газет? Мне кажется, что периодика изменилась только в лучшую сторону. Электронная газета стала более реактивной. Новости появляются в ней моментально, поскольку нет довольно сложного процесса предпечатной подготовки, самой печати и системы доставки свежей газеты к читателю. В результате информация, публикуемая в Интернете на новостных порталах (а это аналог обычной газеты, отпечатанной на бумаге), оказывается настолько же актуальной, что и телевизионные новости. Но в отличие от ТВ и радио в электронном издании, как и в традиционной газете, есть место для аналитики и развлечений. Газетная полоса анекдотов никуда не делась, она просто трансформировалась в развлекательную рубрику, раздел или в дочерний онлайновый портал.

Из плюсов электронного издания стоит отметить упростившийся процесс подготовки номера к публикации. Собственно, номера-то и нет. Есть постоянно пополняемая лента новостей и статей. Из старой редакционной гвардии нужны, разве что, редактор, ответственный секретарь (отвечающий за вид издания и наполнение его информационными материалами) и корректор. Корректор нужен больше всего, потому что в электронном издании штат профессиональных журналистов, зачастую, отсутствует. И в профессию приходят люди не особенно подготовленные и даже, к сожалению, не очень грамотные. В результате онлайновые издания изобилуют описками и откровенными ошибками — фактическими, грамматическими и даже орфографическими.

Это один из огорчительных минусов электронной газеты. Вероятно, в будущем штат пишущих и снимающих журналистов будет формироваться только из профессионалов. Те, кто только приходит в профессию, будут вытеснены в новые и экспериментальные издания. Так происходит сегодня (и происходило в прошлом) с газетными журналистами, работающими в бумажных изданиях. Устроиться в старую газету с хорошей репутацией довольно трудно. Журналист должен иметь приличный запас публикаций и опыт работы в других изданиях. А новые газеты, которым от роду неделя, берут всех подряд. Мол, давай начнём, а там видно будет. Вполне работающая и очень неплохая модель. С чего-то начинать же надо?

Так вот, принципы редакционной организации традиционных бумажных изданий мало чем отличаются от тех же принципов онлайновых новостных порталов. А стоимость производства издания уменьшается на порядок. Редакции не нужен даже офис, вполне хватает связи по электронным каналам коммуникации — телефонной связи и Интернету. Не нужен, как ни удивительно, и штат постоянных работников. Журналистов — точно. У пишущего человека есть реальная возможность сотрудничать с несколькими изданиями. Если человек справляется, то почему бы и нет?

Вроде бы возникают проблемы финансирования, но на самом деле и они решаются гораздо проще, чем в случае традиционного издания на бумаге. Доходы от электронного издания складываются из денег, получаемых от подписчиков и от рекламодателей. Платная подписка себя пока не оправдывает — онлайновая периодика вынуждена отказываться от этой формы распространения своих материалов. И доходы сильно сокращаются. Но и денег на производство издания нужно значительно меньше. Настолько меньше, что доход от рекламы способен покрыть все расходы, в том числе и на гонорары авторам материалов.

Если не обращать внимания на жалобы издателей, привыкших к раздутым бюджетам бумажных газет, то ситуация выглядит лучше, чем можно предположить. Современному журналисту заработать в онлайновых изданиях проще, чем в традиционных газетах. Нужно лишь суметь выдержать конкуренцию — то есть быть лучшим из лучших в своей профессии. Это непросто, но вполне возможно.

А что журналы? С ними несколько сложней. Прежде всего, нужно разделить журналы на обособленные группы — по их назначению. С литературными «толстыми» журналами ничего не произойдёт. Они будут издаваться на бумаге небольшими тиражами. Это издания нишевые, предназначенные для особой аудитории — критиков, писателей, утончённых ценителей современной литературы. Перед автором, который приходит в такой журнал, не стоит задача заработать на жизнь. Ему важно опубликовать результаты своей работы — в надежде на то, что его заметят. На жизнь он заработает в другом месте — в книжном издательстве.

А вот глянцевые журналы развлекательного характера уже неудержимо устремились в Интернет. И от этого — в качественном плане — только выиграли. Рядом с яркими фотоснимками в этих изданиях используются видеоролики и элементы оформления, о которых в бумажном варианте нельзя было и мечтать (например, анимированные фотографии).

В развлекательных изданиях — глянцевых журналах — всегда присутствовал игровой момент. Человек покупает за 100 рублей журнал, в котором рекламируются швейцарские часы стоимостью в 30 тысяч долларов. И у него возникает иллюзия сопричастности к «красивой жизни». Пусть и на считанные мгновенья, но он ощущает себя достаточно богатым, чтобы прицениться к этой роскоши. Этот игровой момент используется и в изданиях посерьёзней — например, в автомобильных журналах. Казалось бы, какой смысл описывать в «народном» автомобильном издании последнюю модель «Порше»? Но ситуация выглядит ещё забавней, когда понимаешь — основная масса читателей автомобильных изданий люди «безлошадные». У них нет автомобиля. Но они мечтают его приобрести.

В онлайновом варианте развлекательного издания игровой момент многократно усиливается. И это идёт изданию на пользу. А средств на подготовку и распространение издания нужно существенно меньше. Поэтому будущее онлайновых журналов, как и онлайновых газет, представляется вполне благополучным.

А что с книгами? Примерно то же, что и с другими электронными изданиями. Бумажные книги постепенно утрачивают популярность. И дело вовсе не в количестве персональных компьютеров (которые, действительно, пока есть не в каждой семье). И не в количестве электронных читалок (в странах Юго-Восточной Азии и в Китае это довольно редкий «зверь» — по техническим причинам, из-за трудностей с электронным представлением иероглифических текстов и текстов на восточных алфавитах). Телефон или смартфон есть сегодня у каждого человека — в любой самостоятельной в экономическом плане стране. Именно эти устройства и используются для чтения электронных газет, журналов и книг.

Книгам ничего не грозит. Ничего не грозит и их авторам. Разве имеет какое-то значение форма представления литературного текста — на бумаге или в электронном виде? Читатель платит за содержание и только потом за оформление. А электронные книги выглядят ничуть не хуже бумажных.

Проблема в издателях, которые мёртвой хваткой держаться за традиционные технологии. А времена уже изменились. И выиграют лишь те, кто успеет на отходящий поезд.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru