(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Тайны светописи Картье-Брессона

Рубрика: (Истории успеха) | Автор: moderator | Дата: 29-12-2012

Метки: ,

Для меня, как и для многих фотолюбителей, французский фотограф Анри Картье-Брессон авторитет безусловный и незыблемый. Я частенько пересматриваю его фотографии. Особенно люблю работы 30-х годов, когда мастер был еще совсем молодым. Впрочем, меня вдохновляют все работы Картье-Брессона — вплоть до самых последних.

Но что значит — «вдохновляют»? Я никогда не снимал и не буду снимать хорошо. Я знаю, что умею делать и чего делать не умею. Для зрелого человека осознание собственных возможностей — норма. И необходимое условие для того, чтобы не наделать глупых ошибок.

Мне не дано даже приблизиться к уровню Картье-Брессона. Но это вовсе не значит, что я разлюбил фотографию. С годами это увлечение видоизменилось. Я по-прежнему люблю фотоаппараты — как сложнейшие инженерные сооружения, как восхитительные вещицы, как «игрушки для взрослых». Мне нравится фотографировать, хотя я с возрастом стал заниматься фотосъемкой меньше, чем в молодости. Мое внимание переключилось на сами фотоработы — на снимки, сделанные талантливыми профессионалами и любителями.

Я уже не чувствую уколов потревоженного самолюбия. Не стремлюсь доказать кому-то (прежде всего, самому себе) свое мнимое превосходство. Мол, я умею делать то же и даже лучше. Нет, не умею. Увы и ах. И дело вовсе не в технике. Дело в таланте. В способности рассмотреть красоту момента. И в умении предугадать движение объекта съемки, чтобы в нужное мгновенье нажать на копку спуска затвора.

Именно это, а вовсе не обладание дорогой техникой и владение сложными техническими приемами, предопределяет успех фотосъемки. На осознание этой простой истины потрачены десятилетия жизни. Не чьей-нибудь — моей. В молодости я даже работал фотографом. Сегодня считаю этот поступок необычайно глупым. Не стоило мне тратить время на беспомощные опыты с фотографией. С другой стороны — а как бы я узнал, что фотосъемка это не моё?

Результатами многолетнего увлечения фотографией стало умение (я надеюсь) и, что существенно, желание наслаждаться фотоработами мастеров. Хорошая фотобиблиотека. Несколько написанных мною самим книг по технике фотографии. И стремление снимать осмысленно, понимая, чего я хочу добиться.

Стремление это остается только стремлением. Я никогда не рискну публично представить свои снимки, настолько они несовершенны. Но я не оставляю надежды подняться над собственной бесталанностью. Фотография для меня — бесконечная школа… Думаю, то же самое могут сказать о себе многие из нас — фотолюбителей, увлеченных самой обычной бытовой съемкой, что называется, «на память». Поэтому уроки мастеров будут полезны и нам, а не только тем, кто зарабатывает фотографией на хлеб.

К слову — Картье-Брессон стеснялся, когда его называли профессионалом. Он считал себя фотолюбителем. И это была не поза. Он делился с открытыми им законами фотосъемки, но внятно объяснить, как ему удается увидеть то, чего не видеть другие, он не мог. Этого не могут и другие профессионалы своего дела. Спросите у известного писателя — как написать хороший роман. И он разведет руками. Мол, само как-то получается. Теоретизируют же, в основном, бездарности. Такая вот история.

Постулаты Картье-Брессона очень просты. Они настолько просты, что не кажутся открытиями. А это — открытия.

Он терпеть не мог постановочной съемки. Допускал постановку, как прием, но считал, что она выводит снимок за пределы документальной фотографии. Постановка — это уже не жизнь в ее первозданном, истинном виде. Не умеешь поймать момент — уходи из фотографии. Если же пытаешься компенсировать свое неумение постановкой — идешь на заведомый обман.

Но он отрицал не только постановку. Картье-Брессон снимал всю свою жизнь. И при этом не любил «темную комнату». Редко занимался проявкой и печатью своих снимков. И практически никогда при печати не кадрировал фотографии. Картье-Брессон считал, что творчество заканчивается с нажатием на кнопку спуска затвора. Сработал затвор камеры — все, фотография сделана. Получилась или нет — увидеть можно по готовому отпечатку из лаборатории. И что-то там подрезать, сместить акценты — такой же обман, как и постановка.

Интересно? В наше-то время, когда приукрасить снимок можно прямо в фотоаппарате — не говоря уже о графических редакторах и пресловутом «Фотошопе»? Очень интересно.

Воздержаться от какой-либо технической обработки снимка несложно. Современные цифровые фотоаппараты выдают снимки великолепного качества. Воздержаться от творческой обработки сложней. Для этого нужно иметь наметанный «фотографический» глаз. И незыблемое внутреннее убеждение — подобно Картье-Брессону — что любое изменение первоначального снимка оборачивается преднамеренной  ложью.

Самая главная работа фотографа — выстраивание композиции кадра. В считанные мгновенья, предшествующие срабатыванию затвора. Вот эти доли секунды и есть тот знаменитый «решающий момент», о котором говорил Картье-Брессон. И никакие технические ухищрения в этом не помощники. В том числе и повсеместно распространенное манипулирование ГРИП — глубиной резкоизображаемого пространства.

Картье-Брессон говорил о безупречной резкости, как о непременном условии удачного снимка. И я не могу припомнить работы мастера с «размытым» фоном. Может, я просто этих снимков не видел, но факт остается фактом — Картье-Брессон ратовал за безупречно резкие снимки.

Если поразмышлять, то окажется, что он прав. ГРИП — инструмент приукрашивания реальности. И ограничения возможностей зрителя. Фотограф словно говорит — ты увидишь только то, что я хочу. А если зритель хочет рассмотреть второй план?

Сохранилось немного документальных кинокадров, на которых Картье-Брессон запечатлен во время работы. В одном ролике он пританцовывает перед камерой, фотографируя своей знаменитой «Лейкой». Но это не его стиль. В реальной жизни Картье-Брессон старался раствориться в толпе, стать своим, приучить людей к виду камеры. Он всегда снимал исподтишка. А перед съемкой разговаривал с людьми, вступал с ними в контакт. Он говорил, что подобное поведение — единственный способ снимать людей в мусульманских странах, где фотосъемка человека не приветствуется в принципе.

Не выделяйся, будь, как все. Не красуйся, демонстрируя себя и свою камеру. Не старайся выглядеть значительней, чем те, кого ты фотографируешь.

Свет? Эффектные тени? Снимай то, что видишь. Учись управлять естественным освещением, не используя софиты или вспышку. Попробуй работать минимальными средствами. И твой стиль изменится…

Какие простые уроки, да? А он и не говорил, что фотография — это сложно.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru