(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Джордж Истмен и его компания

Рубрика: (Истории успеха) | Автор: moderator | Дата: 14-12-2012

Метки: ,

Эта история началась летом 1888 года в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, США. Молодая и амбициозная компания 32-летнего Джорджа Истмена «Eastman Dry Plate and Film Company» вышла на рынок с новым продуктом — портативным фотоаппаратом ящичного типа.

К тому времени компания Истмена отметила семилетие коммерческой деятельности и явно не процветала. Она выпускала светочувствительную рулонную фотобумагу, которой основатель компании предлагал заменить хрупкие и неудобные в употреблении стеклянные фотопластинки.

За свою короткую историю фирма Истмена успела пережить финансовую катастрофу. Дело в том, что изначально рочестерская компания занималась выпуском фотопластинок. И по неопытности персонала выпустила партию некачественной продукции. Когда на дилеров посыпались рекламации, Истмен испытал настоящий ужас. Он немедленно отозвал всю партию пластинок и бесплатно заменил её качественным товаром. Для этого пришлось не просто израсходовать всю наличность, но и залезть в серьезные долги, расплатиться по которым Истмен мог лишь чудом. Чудо произошло — компания удержалась на плаву.

Денег это драматичное для Истмена и его компаньонов происшествие, конечно, не принесло. С кредиторами пришлось расплачиваться многие годы. Но взамен Джордж Истмен приобрел нечто большее — опыт и безупречную репутацию.

С самого начала коммерческой деятельности Джордж Истмен поставил во главу угла интересы потребителя. Его компания производила уникальные по своим качествам товары, которые Истмен страстно желал превратить в

Джордж Истмен

Джордж Истмен

массовые. Он был уверен, что любительская фотография способна увлечь миллионы американцев. Он ни минуты в этом не сомневался. Он просто это знал. Осталось добиться того, чтобы об этом узнали и те, для кого компания Джорджа Истмена так старалась — сами американцы.

Вторая половина XIX столетия была эпохой великих самоучек. Самоучкой был Томас Эдисон. Самоучкой был Генри Форд. Самоучкой был и Джордж Истмен. В случае неудачи их бы назвали недоучками. Но все они добились невероятных успехов, создав новые отрасли индустрии и новые потребительские ниши.

Эта эпоха самоучек продлилась до 2011 года и завершилась со смертью легендарного Стива Джобса, основателя компании «Apple». Джобс тоже был самоучкой. И тоже видел дальше, чем талантливые, но все же рядовые инженеры. Он был перфекционистом — сторонником совершенства во всем. Как ни удивительно, черты перфекционизма просматривались и в характере Джорджа Истмена.

В 1888 году компания Истмена выпустила свой первый фотоаппарат. Профессионалы от фотографии не приняли эту камеру всерьез. Это была слишком простая, даже примитивная камера — чтобы делать ею высокохудожественные снимки. Очень простой корпус. Примитивный двухлинзовый объектив без ирисовой диафрагмы. Простейший затвор в виде подпружиненной задвижки с единственной выдержкой (около 1/25 секунды). Это была не камера. Это была игрушка. Причем, дорогая — комплект из фотоаппарата, заправленного рулоном светочувствительной бумаги на 100 снимков, стоил 25 долларов (вместе с футляром из натуральной кожи). Отдельно, за 10 долларов, можно было приобрести еще один рулон на 100 кадров. И это… всё.

Профессионалы отнеслись к продукции компании Истмена с большим скепсисом. Но время показало — Истмен не ошибся. Он выпустил то, что потребители приняли с восторгом. По сути, Джордж Истмен дал старт массовому увлечению фотографий. И стал, таким образом, отцом любительской светописи.

Лаборатория Кодак

Лаборатория Кодак

Что, собственно, произошло? Сам страстный фотолюбитель, Истмен, как никто другой, знал все беды фототехнологий того времени. Снимать «для себя» в ту пору можно было двумя способами — используя «мокрую» технологию, которая была связана с приготовлением фоторастворов и светочувствительных материалов самим фотографом, и «сухую» технологию, с использованием новых и достаточно дорогих фотопластинок с сухой светочувствительной эмульсией. В любом случае приходилось иметь дело с крупноформатными стеклянными пластинками. Проекционной печати при помощи увеличителя тогда еще не придумали. Снимки печатали контактным способом, а потому применяли крупные форматные пластинки, самая маленькая из которых имела размеры 9х12 см.

Наладив выпуск сухих пластинок, а потом и бумажных рулонов с желатиновым светочувствительным слоем, Истмен пришел к очень остроумному решению. Чтобы бумага не коробилась, он стал наносить желатин и на обратную сторону рулона, обеспечив механическую стабильность материала. Применение бумажного рулона упростило фотографический процесс до предела. Отсняв сотню кадров, фотолюбитель сдавал отснятый материал в лабораторию и получал отпечатанные контактным способом готовые фотокарточки.

Недостаток заключался в том, что бумажный рулон имел ширину всего 6 см. И снимки, полученные посредством контактной печати, получались круглыми. Точнее — круглым было изображение. Карточки же были квадратными и имели размер 6х6 см. Что разглядишь на таком отпечатке?

Однако верх взяла простота получения готовых снимков. А размер и фотографическое качество отпечатков отошли на второй план.

Но впустить новую камеру — половина дела. Важно же найти заинтересованного потребителя, готового за новинку платить. А стоила первая камера Истмена очень дорого. 25 долларов — зарплата банковского клерка конца XIX века. Рабочие на заводах зарабатывали вдвое меньше.

И Джордж Истмен взялся за то, что во времена Стива Джобса назовут «феноменом искаженной реальности». То есть — за рекламу.

В том же 1888 году Истмен зарегистрировал новую торговую марку — «Кодак». В 1892 году сменила имя и сама фирма — на «Eastman Kodak Company».

Что означает это слово? По признанию Джорджа Истмена — ничего. Просто звучное, запоминающееся наименование. И оно — выстрелило.

Далее — Истмен придумал потрясающую в своей краткости инструкцию к пользованию фотоаппаратом, состоящую всего из трех фраз. А именно: «1. Потянуть шнур. 2. Повернуть ключ. 3. Нажать кнопку».

Как вы полагаете, кому пришла идея нанять красивых девушек для рекламы нового товара? Джорджу Истмену. Фотоаппараты «Кодак» рекламировали хорошенькие девушки, от которых было невозможно отвести взгляд.

А потом появилась великий рекламный слоган: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное». При этом Истмен обещал, что его фотоаппарат выдаст не менее 85 процентов качественных снимков. И это был невероятный по тому времени показатель.

Обещания обещаниями, как же все это реализовать на практике? Истмен, который, в общем-то, не столько изобретал, сколько использовал изобретения других, воспользовался практическим опытом фотоателье. Он взялся за возведение общенациональной сети фирменных фотолабораторий, начав, разумеется, с малого — с обработки отснятых фотоматериалов в Рочестере, на своем предприятии.

К концу XIX столетия, всего за двенадцать лет массового производства фотоаппаратов «Кодак», сеть фотолабораторий покрыла всю Америку. Ширилось строительство лабораторий за рубежом — прежде всего, в Европе. К 1900 году цены на камеры снизились в 25 (!) раз, а цены на рулон фотопленки (уже фотопленки, в 1895 году компания Истмена разработала новый фотоматериал — 6-см фотопленку с бумажным ракордом) снизились еще больше, до 15 центов за рулон.

Речь об эпохальной камере «Броуни», которая продавалась всего за доллар и была доступна любому, кто хоть что-то зарабатывал. С 1900 года прибыли компании Истмена стали исчисляться шестизначными цифрами. В течение последующих трех десятилетий «Кодак» был самым популярным любительским фотоаппаратом в мире, а разработанная компанией широкая фотопленка — стала самым популярным в мире фотоматериалом. Все изменилось в 1925 году, когда на мировой рынок фототехники вышла знаменитая малоформатная «Лейка». Но это уже другая история…

Что способствовало успеху Джорджа Истмена? Четкая ориентация на нужды клиентов. Компания Истмена предлагала потребителю не камеру, и не фотопленку. Она предлагала законченное решение, комплекс услуг. Компания брала на себя весь фотопроцесс — проявление пленки и печать. В этом смысле примечателен такой факт — первые массовые камеры «Кодак» изготавливались из бакелита и имели неразборную конструкцию. В лабораториях попросту разламывали корпус фотоаппарата, чтобы достать и обработать отснятую ленту. А потребителю возвращали… новый заряженный фотоаппарат!

Да, фотографии, сделанные «Кодаками», не были верхом совершенства в техническом отношении. Но этих снимков уже к концу XIX века были миллионы. Круглые, подслеповатые, неконтрастные — они стали настоящей фотолетописью эпохи. И — первым массовым увлечением американцев.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru