(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

Наблюдатель за наблюдателем

Рубрика: (Человек пишущий, Я среди людей и люди вокруг меня) | Автор: moderator | Дата: 12-10-2012

Метки:

Неожиданный (вроде бы) вопрос. Зачем нам, вообще, нужен дневник? Зачем тратить время на записи, которые никто, кроме нас самих, не прочитает? Что дает ведение дневника в реальной жизни? Неужели без него нельзя обойтись?

Нельзя. Дневник ведут все люди. Даже те, кто не умеет читать и писать. Дневник — это наша память, которая хранит воспоминания о поступках и размышлениях. На страницах этого эфемерного дневника мы записываем самое главное — оценки собственных действий. Дневник в молескине (в школьной тетради, на отдельных листах — совершенно неважно,  на чём именно) лишь попытка фиксации наших размышлений. Костыль для нашей памяти, которая обладает чудесным свойством забывать даже самое важное.

Способность к самооценке — главное свойство человеческого разума. Оно называется рефлексией. Именно рефлексия отличает нас от животных. Мы помним о своих переживаниях, способны оценить себя и на основе этих оценок выстроить последующие действия. Рефлексия позволяет нам управлять собственной жизнью — сообразуясь с совестью и мировоззрением.

С самого рождения мы лишены возможности оценивать свои поступки. Способность к самооценке развивается позже — с нашим взрослением. В первые годы жизни мы целиком полагаемся на взрослых. А потом в нашу жизнь постепенно входит рефлексия. В подростковом возрасте она уже достаточно влиятельна, чтобы преподнести нам первые открытия. Оказывается, мы смертны, мало чем отличаемся от окружающих. И наши поступки полны ошибок — в том числе и крайне глупых. И мы вовсе не центр вселенной. Мы — одна из песчинок в этом огромном человеческом муравейнике.

Открытия юности настолько значительны, что способны привести подростка к трагедии. Это первое серьёзное испытание, которое преподносит нам жизнь. Мы судим себя самым жестким судом, какой только существует на свете. И если не научимся себя прощать, быть беде.

Все психологические трудности подросткового возраста — следствие развивающейся способности к рефлексии. И взрослые обязаны помочь юной личности совладать с этим внутренним диалогом между «я» и «я», который мы ведем сами с собой до последнего дыхания. Важно помочь отыскать те ориентиры, по которым будущие мужчина или женщина будут оценивать свои поступки. На первое «я» — личностное, строго индивидуальное — мы повлиять не можем. Это — природа. Но второе «я» взращивается воспитанием. Это — устои морали. Это — наша совесть. Важно не допустить серьезного раскола между этими двумя «я». Иначе человеку будет трудно контролировать себя, трудно жить в сообществе себе подобных. А суд совести может превратиться в невыносимую пытку, избавиться от которой можно лишь одним способом — подавить свою способность к рефлексии.

Возраст в 12-14 лет идеален для привития привычки вести дневник. Подарите своему ребенку красивую записную книжку и ручку. И расскажите, что в эту книжку следует записывать. Ведёте дневник сами? Очень хорошо. Измените хотя бы раз своим принципам и покажите сыну страничку своего дневника. При условии, что никогда, ни при каких обстоятельствах в ваш дневник он больше не заглянет. И сами дайте ему слово, что не заглянете в его дневник — даже если ребенок с вас этого слова не требует.

Неприкосновенность сокровенных мыслей — главное условие ведения дневниковых записей. Дневник — личная территория, вход на которую заказан всем, включая отца и мать. Да, да, мама вовсе не обязана знать обо всём, что твориться в голове у её сыночки. Более того — она обязана строго следовать правилу неприкосновенности. Только в этом случае есть шанс сохранить отношения с выросшим дитятей. Подумайте над этим.

Одно из главных условий ведения личного дневника — честность. Играть с самим собой занятие крайне глупое. Нечестность ведет к тому, что дневник превращается в фикцию, в амбициозную забаву. А настоящий дневник всё равно пробьётся — в виде непростых размышлений.

По сути, дневниковые записи — это своеобразная «тренировка» нашей способности к рефлексии. И постоянная проверка на честность перед самим собой. Если мы детально расписываем в личном дневнике обстоятельства какого-то события, делая упор на своем поведении, а сами при этом думаем — «да ладно, ерунда, какое кому дело до моих переживаний» — то эта мысль и есть правда. А дневниковая запись — глупая ложь. Глупая, потому что она никому не нужна, кроме нас самих. И мы пытаемся соврать самому себе, скрывая от себя неловкость за необдуманный поступок или даже укол совести.

Есть такой литературный прием — форма дневниковой записи. Это именно приём, а не способ ведения личного дневника. Оценки в этом литературном «дневнике» будут неизбежно искажены. Мы же ставим перед собой вполне определенную цель — привлечь и удержать внимание читателя. Своей искренностью, своей открытостью — как автора литературного произведения. Потому и идём на эту уловку.

Но у личного дневника не может быть читателя. Даже одного. Эти записи предназначены исключительно для внутреннего употребления. Можно спросить — а как же публикации дневников великих писателей? Дневники этих людей были опубликованы после их смерти. Жизнь закончилась и стала историей. И мы получили возможность пережить эту чужую жизнь  вместе с автором дневника. И оценить уровень его таланта, поскольку личный дневник это не литературное произведение, требующее кропотливой отделки. Дневник строится исключительно на воспоминаниях и интуиции.

Вспомните, а еще лучше перечитайте дневники Евгения Львовича Шварца и Корнея Ивановича Чуковского. Любые пояснения будут излишними.

Воспитание способности к рефлексии неизбежно приведут взрослеющего человека к пониманию основополагающих истин. Например, к тому, что завышенной самооценки не бывает. Раздутое самомнение — результат лжи самому себе. Или патологической глупости. Никто же не сомневается, что «Дневник одного гения» Сальвадора Дали — никакой не дневник. Это эпатажное литературное произведение, декларация своего места в мире искусства и, по сути, попытка саморекламы. В реальной жизни Дали был стеснительным, сомневающимся человеком.

Другая крайность — заниженная самооценка. Она не так вредна, как может показаться. Однако с ней нужно суметь совладать, чтобы не стать пассивным, слабым человеком, опускающим руки перед любой трудностью.

А бывают ли люди лишенные способности к рефлексии? Возможно. Но их крайне мало. Эти люди никогда не сомневаются в своих поступках. И ни к чему не стремятся. Их вполне устраивает все, что с ними происходит.

Вспомните слова Евгения Ивановича Трошкина, героя фильма «Джентльмены удачи». «Украл, выпил — в тюрьму. Романтика!»

Простые, ясные «ценности» без особых затей. Какая уж тут рефлексия?




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru