(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

О хандмейде с любовью

Рубрика: (Хобби, семья, здоровье, Человек пишущий) | Автор: moderator | Дата: 02-10-2012

Метки: ,

Увлечение коллекционированием прошло много лет назад — когда я вдруг лишился небольшого собрания старых пленочных фотоаппаратов. Свои авторучки, которых у меня набралось полтора десятка, я коллекцией не считаю. Какая же это коллекция? Пара очень хороших перьевых ручек. Десяток просто хороших. Пара так себе… Нет, это не коллекция. Это набор рабочих инструментов, которые я пускаю в дело по настроению.

Кстати, настоящие коллекционеры своими ручками не пишут. Как только в первый раз заправишь авторучку, её продажная ценность снижается. Но это о собрании раритетов и дорогих ручек в ювелирном исполнении.

Себя я отношу к любителям хороших пишущих инструментов. Своими ручками я любуюсь и работаю. Работаю и любуюсь. И не знаю, что здесь на первом месте, а что на втором.

Так вот, на днях я сделал маленькое открытие. Перебирая авторучки своего собрания, я вдруг понял их происхождение. С Монбланом и Паркером (Паркеров, к слову, три: Соннет, Фронтьер и древний уже Вектор) всё понятно — это подлинники.

А вот два фейковых Монблана — перьевая ручка и роллер — подделки под ручки серии «Старуокер». Их я тоже люблю. В отличие от оригинального перьевого «Старуокера» мой фейк оснащен конвертером (оригинал оснащается только сменными чернильными картриджами). Сходство — отдаленное — в оформлении ручки и в том, что передняя и торцевая часть барреля оснащены резьбой, на которую наворачивается колпачок. В практическом использовании резьбовой колпачок удобная штука. Он не царапает поверхность барреля. И в рабочем состоянии, когда ручка открыта, не стремится соскочить.

Есть в моем собрании поддельный «Паркер Дуофолд», о котором можно лишь сказать, что он смешной, поскольку сильно отличается от оригинала. Есть и другие подделки, о которых говорить и вовсе не стоит. Они оснащены стальными немецкими перьями и пишут неплохо. Их я пускаю в ход крайне редко.

Что еще? Оригинальный «Пилот» с тончайшим пером. Брутальный американец «Шеффер» с целлулоидным баррелем. «Шеффер» тоже оригинал, но мне он не особенно нравится — ручка тяжелая и с погрешностями в исполнении. Не люблю царапин и потертостей, особенно заводских. А у моего «Шеффера» изначально была неважно выполнена резьба грип-секции, на которую наворачивается баррель.

Но вот в моих руках перьевая ручка, у которой была когда-то пара — роллер в том же оформлении. Роллер был подарен учителю английского языка Брендану Мёрфи. Причем, я подарил эту ручку, ощущая уколы сожаления. Лучше бы не дарил? Нет, дарить надо только то, что хочешь оставить себе. Иначе подарок теряет свою ценность.

В моем собрании осталась только черная перьевая ручка. Перо стальное, средней толщины штриха (маркировка «М»). Стандартный конвертер — к ручке подходит пакеровский (и, разумеется, паркеровские сменные картриджи). Грип-секция пластиковая. Баррель латунный с черным лаковым покрытием, инкрустирован серебром. Ручка очень красивая. На колпачке указана проба серебра и — иероглифами — наименование производителя.

Иероглифы и ввели меня в заблуждение. Я полагал, что эта ручка — продукт китайской промышленности, канцелярский ширпотреб. Но потом я приобрел еще одну такую же ручку — в подарок. Внимательно изучил оба экземпляра, вооружившись часовой лупой. И был удивлен — ручки оказались неидентичными. Различий было немного, но они были. В тот момент, около года назад, ответа на возникшие вопросы я не нашёл. Вторая перьевая ручка — двойник моей — была благополучно подарена. Роллер был ещё в моем распоряжении.

Прошел год. И меня озарила догадка. Это же хандмейд! Ручная работа. Ручка, изготовленная мастером, имя которого и выведено китайскими иероглифами на колпачке.

Признаки ручной работы налицо — мелкие отличия в оформлении ручки. Не отличия в элементах декора или в дизайне, а в исполнении. Иероглифы отличаются едва заметно. Разнится рисунок инкрустации. В остальном же всё то же самое.

Искать отличий в пере и грип-секции не стоит. При изготовлении авторских ручек обычно используется готовая промышленная оснастка — «киты», в которые входят основные детали перьевой авторучки. В данном случае использована немецкая оснастка. Она, к слову, используется в большинстве авторучек ручной работы. Немцы по части пишущих инструментов впереди планеты всей.

Это открытие пробудило во мне интерес к канцелярскому хандмейду. Имени китайского мастера я не знаю. Но его работа достойна восхищения. Многослойный лак по латуни, не самая простая техника инкрустации. Ручка великолепно выполнена — ни одного порока я не вижу, даже под мощной лупой. Особенно нравится прочность лакового покрытия.

Я принялся исследовать Интернет. Должны же быть мастера канцелярского хандмейда и в России? И я нашел такого мастера — через Facebook. Его имя Дмитрий Русаков. Он москвич, увлекается изготовлением полностью деревянных настенных часов. И судомоделизмом — изготавливает стендовые модели кораблей, которые поражают филигранностью работы.

Авторучки — новое направление для этого мастера. Используя киты немецкого производства, он делает ручки с баррелями из дерева и акрила. То, что я увидел на фотографиях, мне очень понравилось. Дмитрий планирует работать на заказ, так что у нас есть шанс стать обладателями эксклюзивной ручки его работы. Найти мастера можно через тот же Facebook, как его нашел я.

Можно ли сравнить ручки ручной работы с брендовыми инструментами? Мне кажется, что нет. Подобное сравнение будет некорректным. Покупая Монблан, мы платим за марку и за инструмент «с историей». За массивное золотое перо безупречного качества, разработанные компанией элементы оформления и патентованные технологии. В этом отношении хандмейд соревноваться со знаменитыми авторучками не может.

Но ручка ручной работы — это уникальное авторское изделие. Она неповторима — даже если выпущена небольшой серией. Почерк мастера будет главным отличием такой ручки от других инструментов для письма, выполненных на основе такого же серийного (или мелкосерийного) набора деталей.

Стоит ли заказывать перьевую ручку ручной работы? Безусловно! Какие могут быть сомнения?

И здесь я должен оговориться. Не ко всякому хандмейду я питаю такую слабость, как к авторучкам. Записные книжки не вызывают у меня такого энтузиазма. Возможно, лишь до поры.

Воспользуюсь случаем и отвечу на комментарий к статье «Коптский переплёт». Мастер по изготовлению записных книжек ручной работы Ольга Дьяченко заметила, что для крышек коптского переплёта совсем необязательно применять дерево или фанеру — достаточно картона толщиной 2-2.5 мм. Я написал то же самое, не указав толщины картона.

Ольгу задела фраза о следах ручной работы — о мелких пороках проклейки форзацев. Я нисколько не сомневаюсь в высоком качестве записных книжек работы Ольги Дьяченко. Более того, я даже уверен в этом. Но я говорил лишь о любимых книжках Paperblanks. Я прощаю этим книжкам микроскопические пороки, которые на самом деле вовсе не пороки, а признак того, что в поточном производстве этой достойнейшей компании используется ручной труд. И это лишь повышает ценность записных книжек Paperblanks. К тому же причина незначительного отслаивания бумаги на форзацах может быть и в том, что записные книжки были приобретены в тропической стране с очень жарким климатом. Такого зноя и люди-то порой не выдерживают.

Для меня главное достоинство записных книжек Paperblanks заключается не в элементах ручной работы и даже не в оформлении. Мне нравится неяркая линовка и… бумага верже. Увижу записную книжку авторской работы из такой же бумаги — куплю не задумываясь.

Кстати, в отношении авторучек ручной работы происходит то же самое. Мне очень нравится баррель из ценных пород древесины. Очень нравится искусная отделка. Но главное в авторучке — перо.




Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru