(495) 234-36-61
На главную страницу блога Почта

Блог «Умные мелочи»

От руки

Рубрика: (Как рождались технологии) | Автор: moderator | Дата: 04-05-2012

Метки: ,

До XV столетия книги были исключительно рукописными. Каждая из них — результат кропотливого труда писца, реального человека, вложившего в книгу часть своей жизни. Кто эти люди? Чем и как они жили? Какими инструментами работали?

С глубокой древности до середины Средневековья писцы делились на две категории. На переписчиков, копировавших чужие тексты, и на авторов, создававших свои книги от начала до конца. Переписчиками написаны все религиозные тексты — многочисленные «Библии», «Евангелия», богоугодные книги. Философы и драматурги древности писали свои книги сами. Переписчики приступали к делу только на стадии тиражирования — когда кто-то из богатых патрициев заказывал копию того или иного труда.

На Руси рукописные книги появились в XI веке — спустя 200 лет после изобретения славянского алфавита. Возможно, рукописные издания выходили и раньше, но до нашего времени эти книги не дошли.

Русская рукописная книга дожила до XVIII столетия. Вытесненная окончательно печатной книгой, она стала достоянием библиотек, музеев и коллекционеров. Но к 1700 году большинство книг было именно рукописным и носило религиозный характер (за редким исключением — вроде «Изборника Святослава» 1073 года, в котором освещены и светские темы).

Монополией на рукописные издания владела церковь. И это вполне объяснимо. Труд писца невероятно тяжел. Это не просто работа, это настоящая схима. Переписчик должен быть не только грамотным человеком, но обладать усидчивостью, огромным терпением, владеть в совершенстве искусством каллиграфии и рисунка. Большинство рукописных книг проиллюстрировано самими переписчиками.

Любопытно сравнить русскую рукописную книгу XI-XV веков с древними книгами других народов, живших на два тысячелетия раньше. В отличие от средневековых русских и европейских изданий, древние рукописные книги не были прерогативой религии. Письменные памятники Древней Шумеры удивляют именно тем, что дошедшие до нас тексты носят бытовой характер. То же и с книгами. Древнегреческие и древнеримские издания большей частью относятся к различным областям науки и искусства. В древних языческих религиях  отсутствовал жестко документированный канон. Исключительно религиозный характер рукописная книга приобрела в Древней Иудее. А с распространением христианства издание рукописных светских книг фактически сошло на нет.

Тем не менее, не все русские средневековые писцы имели прямое отношение к церкви. Историки считают, что более половины профессиональных переписчиков были светскими людьми, работавшими ради заработка. Другая часть — люди духовного звания. Среди них монахи, иноки, священнослужители и просто верующие, работавшие по обету или приказанию настоятеля храма.

Бесценным для историков источником информации о писцах служат рабочие записи в конце книг. В них содержатся имена писцов, их заметки о работе. Другим источником служат графические миниатюры, авторы которых зачастую изображали себя и обстановку мастерской. Благодаря этим записям и иллюстрациям, которые можно рассматривать в качестве своеобразных дневников, мы знаем имена некоторых писцов. Например, в книге 1047 года автором значится «поп Лихой Упырь». В книге 1129 года — «Антоний, инок».

Сама работа писца подразумевала предельную аккуратность и сосредоточенность. Ошибки и помарки были недопустимы и считались большим грехом. Не будем забывать, какие тексты переписывали древние писцы. Работа начиналась с долгого молебна. Приступив к созданию книги, переписчик не знал выходных дней. Работа шла с раннего утра и до ночи.

В качестве примера можно обратиться к «Остромирову евангелию», написанному с октября 1056 года по май 1057 года. Это самая древняя из русских рукописных книг, дошедших до нашего времени. Работа над книгой длилась 7 месяцев. В книге 294 листа. Соответственно, писец осиливал по полторы страницы в день.

По некоторым сведениям работа над рукописной книгой продолжалась не только в светлое время суток. Возможно, писцам приходилось заниматься и другими делами — заботиться о семье, хлопотать по хозяйству. Во всяком случае, в рабочих записях в конце некоторых книг можно увидеть жалобы на «дремание», ставшего причиной нечаянных ошибок.

До XIV столетия материалом для книг служил пергамент (или пергамен) — специальным образом выделанная кожа. Позже пергамент был вытеснен бумагой. Распространение пергамента (а он появился во II столетии до Нашей эры в Малой Азии, на территории нынешней Турции) изменило форму рукописных книг. Из длинных свитков они превратились в сложенные прямоугольные листы — в кодексы. На одном согнутом пополам листе умещалось 4 страницы текста. Края пергаментного листа подвергались обрезке. Отдельные листы сшивались в переплет.

Пергамент не утратил популярности и после изобретения книгопечатания. До XVIII века рукописные книги создавались, преимущественно, на пергаменте. А после окончательного воцарения печатной книги пергамент стал использоваться в переплетах и для изготовления обложки.

Церковь заказывала пергамент у шорников. При этом материал был довольно низкого качества. Писцам приходилось самостоятельно отбеливать кожу и латать дыры.

Какие инструменты для письма использовали средневековые писцы? Гусиные перья и железистые чернила. И то, и другое заготавливали сами переписчики.

Рабочее место писца, если судить по книжным миниатюрам, представляло собой стол или тумбу для инструментов и несколько резных скамеек без спинок. Работали не в одиночку — на миниатюрах изображены четыре писца. Сидели на подушках. Писали как на свитках (необрезанных листах пергамента), так и на отдельных листах и даже в готовых тетрадях (книгах), держа их на коленях. Перед работой листы подвергались линовке острым инструментом. Оставшиеся после линовки риски со временем затягивались. А при письме они позволяли выдержать размер шрифта и ориентацию строк.

Переписываемый оригинал обычно располагался на отдельном пюпитре перед глазами переписчика. Но часто использовалась другая технология — диктовка. По всей видимости диктовка использовалась при тиражировании рукописной книги — при одновременной переписке сразу нескольких экземпляров одного и того же произведения.

Из инструментов использовались двойные чернильницы — для черных чернил и киновари, которой расписывали буквицы. Запас чернил хранился в кувшинчике. В работе применялись такие инструменты, как циркуль, линейка, нож и шило.

Работа русского писца была тяжела, но не столь удручающа, как в средневековой Европе. Там писец, приступая к работе, давал обет молчания. У нас же на Руси писцы не только имели возможность вести во время работы беседы, но и отдыхали, как могли. Достаточно сказать, что главным бичом профессии переписчика было… пьянство. Измотанные монотонной работой, писцы позволяли себе основательно приложиться к чарке. О чем и написал один из переписчиков Козьма Попович: «Охъ мне лихаго сего попирия: голова мя болить, и рука ся тепет». Тяжело было человеку…




Комментарии:

Один комментарий к “От руки”


  1. Замечу, ВСЕ античные книги нам известные относятся этак веку к 12ому, т.е. переписаны теми самыми переписчиками в монастырях, которые, якобы, ничего не переписывали кроме богословских книг. Платон, Аристотель, Вергилий — все известно именно из разных средневековых источников. И сами тогда писали разное… Художественного было действительно мало, хотя и было (Песнь о Роланде это когда?), но философские труды писали, причем не всегда они соответствовали богословию.

    Вообще надо понимать — средневековье это время специфической, но высочайшей культуры, в том числе и культуры мысли. Во многом превосходящей профанов от философии Возрождения (гуманисты того времени). Много менее жестокое время (Инквизиция во всей силе и Борджия это позже). Для неспециалиста советую — почитайте Умберто Эко «Имя Розы». Очень достоверно описано. Это вовсе не времена мракобесия, это очень интересно. А на Востоке (т.е у нас) было и вовсе все иначе.

Оставить комментарий

 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, обращайтесь по адресу: webmaster@elcode.ru